В РГПУ им. А. И. Герцена начал работу II Международный научно-педагогический форум «Россия и Германия: новые образовательные вызовы и векторы развития».
Зарубежные и российские учителя образовательных учреждений, директора и завучи школ, преподаватели вузов собрались в Герценовском университете, чтобы обсудить актуальные вопросы в области изучения и преподавания немецкого языка и русского как иностранного.
Форум проходил в смешанном формате, и многие участники присоединились дистанционно.
Организаторами выступили кафедра методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А. И. Герцена, региональная общественная организация «Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества», с немецкой стороны гимназия им. Зальцмана (Германия). Председателем оргкомитета выступила заведующая кафедрой методики обучения иностранным языкам Ольга Трубицина.
Форум вошёл в официальный перечень событий российско-германского перекрестного года 2020/2022 «Экономика и устойчивое развитие» в направлении «Образование и наука» (Министерство иностранных дел РФ, Министерство экономического развития РФ, РСПП).
Участники обсудили такие темы, как новации в теории и практике обучения немецкому языку и русскому как иностранному, реализация программ школьного и студенческого обмена, профессиональное развитие современного учителя/ преподавателя и многое другое.
С приветственным словом к участникам форума выступила советник ректора по интернационализации образования РГПУ им. А. И. Герцена Юлия Комарова: «Конференция, несмотря на свою молодость, очень достойная и содержательная. Я уверена, что у неё есть потенциал для того, что стать замечательной традицией, которой университет будет гордиться. Радостно отметить, что за год она очень выросла — это касается и количества участников, и содержания докладов».
К участникам обратился директор института иностранных языков Андрей Ачкасов: «Форум занял прочную позицию среди научных событий, связанных с образованием. Он действительно вырос, стал более разнообразным по содержанию. Немаловажно, что в форуме участвуют представители системы как высшего, так и среднего образования, а также студенты».
Ольга Трубицина отметила: «Форум является знаковым событием в развитии двустороннего сотрудничества в сфере науки и образования. Он становится действующей площадкой научно-педагогического и культурного российско-германского взаимодействия и ориентирован на поиск прорывных технологических решений в обучении немецкому языку и русскому как иностранному, на обсуждение совместных мероприятий и проектов».
Член РОО «Санкт-Петербургская Ассоциация международного сотрудничества» Елизавета Измайлова от имени председателя правления организации Маргариты Мудрак пожелала продуктивной работы и интересных докладов. От имени директора немецкой гимназии Зальцмана (Германия) Дирка Шмидта участников приветствовала преподаватель русского, английского и французского языков гимназии Катрин Фукс.
В рамках пленарного заседания прозвучали доклады на важные и актуальные темы.
Заведующая кафедрой немецкого языка Московского педагогического государственного университета Любовь Нефёдова представила доклад «Актуальная культурно-маркированная лексика в обучении немецкому языку как иностранному в вузе: принципы отбора и семантизация». Профессор кафедры английской филологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета Марина Желтухина поделилась опытом реализации проекта «Русский человек»/ «Немецкий человек» в практике обучения немецкому языку и русскому языку как иностранному в мультикультурной среде». Декан факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета Екатерина Костина рассказала о реализации международных кросс-культурных студенческих проектов. Заместитель председателя правления Немецко-русского института культуры (г. Дрезден) Виталий Колесник рассказал о проблемах и возможностях изучения русского языка в Саксонии. Завершилось пленарное заседание докладом координатора проектов в области образования Гёте-института Наталии Бойковой, которая представила обзор проектов, осуществляемых институтом.
Работа первого дня форума продолжилась в рамках секции «Новации в теории и практике обучения немецкому языку и русскому как иностранному в средней и высшей школе».
Участница форума, доцент Ленинградского областного института развития образования Анна Букреева поделилась: «Участвую впервые, доклад посвящён изучению русского языка в классах с полиэтническим составом. Сегодня проведение таких научных форумов особо важно. Преподавание русского языка как за рубежом, так и в нашей стране, претерпевает новый этап. С одной стороны, необходимы новые формы и новые технологии, чтобы сделать его более популярным за границей и повышать мотивацию детей к его изучению. С другой стороны, сегодня достаточно мощны миграционные процессы, и методики преподавания русского языка приходят к своему синтезу. Сегодня даже на территории России мы используем методики преподавания русского языка как иностранного и как неродного. Поэтому опыт наших коллег за рубежом и в России должен быть синтезирован, чтобы и далее изучение русского языка продолжало развиваться и уверенно идти вперёд».
Преподаватель английского и немецкого языка школы № 376 Московского района Людмила Олейникова рассказала: «Я решила принять участие в форуме, потому что меня заинтересовала одна из заявленных тем — международный обмен. Я руковожу международным обменом, мне было интересно узнать об опыте коллег и о том, какую деятельность проводят в Санкт-Петербурге по поддержке международного обмена в школах. Мой доклад посвящён международному обмену с Германией и Польшей».
Работа форума продолжится 25 февраля.
Запись трансляции доступна по ссылке.
Текст и фото: Педагогические вести