Цикл «“Русские сезоны” и советская повседневная культура: имена, события, процессы» — партнерский проект факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена и музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.».
В 2019 году конференция прошла третий раз. Каждый год в центре внимания мероприятия оказывается ключевое событие антрепризы Сергея Дягилева, произошедшее 110 лет назад и оказавшее прямое или косвенное влияние на советскую культуру.
На III научной конференции из цикла «“Русские сезоны” и советская повседневная культура: имена, события, процессы» обсуждался круг проблем, связанных с местом и ролью балета в пространстве советской повседневной культуры. Слава «Русских сезонов» Сергея Дягилева неразрывно связана именно с триумфом русского балета на мировой сцене. Ключевым событием «Русских сезонов» является 1909 год — год первого сезона балетной антрепризы. В этом году, 110 лет назад, на сцене театра Шатле в Париже были представлены балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиды», «Клеопатра». Этот год стал точкой отсчета триумфа российского балета на мировой сцене.
Ещё одной триумфальной датой стал 1954 год — год гастролей балетной труппы Большого театра (Москва) и Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Ленинград) в Париже, ставших началом мировой славы советского балета. Артисты крупнейших советских театров представили на сцене «Гранд-Опера» две большие программы, состоящие из фрагментов балетов и концертных миниатюр.
Первое представление русского балета и первое представление советского балета на мировой сцене в Париже стали основой для анализа различных граней «включения» балета в пространство культуры и повседневности.
Конференцию открыли кураторы проекта — заведующая кафедрой художественного образования и декоративного искусства Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева, главный хранитель музея Наталья Александровна Баландина и профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства Ольга Сергеевна Сапанжа.
Среди участников были представители вузов и музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира, Таллина. Наряду с ведущими учеными доклады представили аспиранты и студенты. Выступлениям предшествовала музейная презентация коллекции фарфора, объединенной темой балета и демонстрирующей роль и место балета в пространстве повседневной культуры.
Информация предоставлена факультетом изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена