По мнению лектора, среди основных проблем современной молодежи важное место занимает проблема качества жизни. Современные подходы к изучению вопроса предполагают, что качество жизни имеет две стороны: объективную, которая определяется нормативными и статистическими характеристиками окружающей среды, и субъективную, которая связана с проявлением потребностей и интересов конкретного человека в ощущениях, личных мнениях и оценках. В своем выступлении Тамара Андреевна Смирнова представила результаты проводимого ею в течение последних 20 лет исследования. В рамках курса «Экология человека» студентам предлагалось ответить на вопрос, как они понимают выражение «качество жизни» и что для них является мерой этого качества. «Неожиданно, но формы ответов были совершенно разные. Студенты выражали свое мнение и в виде эссе, и в форме математических моделей, графиков, формул, иллюстраций, схем и даже стихотворений. Что касается содержания, на первое место большинство обучающихся ставили семейную, духовную и социальную удовлетворенность», — отметила Тамара Андреевна.
Т.А. Смирнова условно разделила работы студентов на две группы: те, что были сделаны в «докомпьютерное время» и «компьютерное». На первом этапе студенческие мнения отличались большей оригинальностью, были творческими, основательными и позитивными. Для выявления тенденций, связанных с психофизиологическими характеристиками респондентов, было проведено практическое исследование, которое позволило определить зависимость формы ответа от доминирования полушарий мозга и типа темперамента.
Лекция состоялась в рамках цикла «Герценовские академические чтения», организованного учебно-методическим управлением РГПУ им. А.И. Герцена.
Текст и фото: Педагогические вести