Ректор Герценовского университета Сергей Богданов выступил на открытии Всероссийского семинара-совещания «Ценностно-мировоззренческий потенциал учебных дисциплин (модулей, курсов) ОРКСЭ в формировании гражданской идентичности обучающихся».
Онлайн семинар проводился Российской академией образования при поддержке Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА).
В нем приняли участие представители РАО по различным областям науки, представитель Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации, преподаватели и сотрудники высших учебных заведений России.
С докладом о «Концепции воспитания гражданина и традиционные ценности в учебниках ОРКСЭ» выступила научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде РГПУ им. А. И. Герцена Александра Блинкова.
В своем докладе она представила подробный анализ иерархии базовых национальных ценностей, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках Российской Академии Образования А.Я. Данилюком, А.Т. Кондаковым и В.А, Тишковым, а также, какое развитие получили базовые национальные ценности в наиболее популярных учебниках и методических пособиях ОРКСЭ, инициировав, таким образом, дискуссию о ценностных аспектах духовно-нравственного воспитания.
Также участники семинара, прошедшего 15 апреля, обсудили перечень и содержание базисных традиционных ценностей, формирующих общенациональную идентичность гражданина России, в контексте образовательной предметной области ОРКСЭ/ ОДНКР и дальнейшие перспективы развития с использованием возможностей ресурса теологии и инструментов религиозной педагогики.
Основная задача семинара-совещания – инициировать в контексте реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», обсуждение перечня и содержания основных понятий, характеризующих традиционные ценности, на которых должна основываться российская система школьного образования, в том числе, базовые мировоззренческие ценности, имеющие отношение к традиционным религиям России (православию, иудаизму, исламу и буддизму), а также их влияния на формирование гражданской (общенациональной) идентичности обучающихся, – с целью более полного содержательного использования указанного понятийного ряда в рамках преподавания учебных дисциплин (модулей, курсов) основ религиозных культур и светской этики.