Работа Петербургского международного образовательного форума продолжается на площадках Герценовского университета.
В рамках форума прошли конкурсы для участников Х Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей «Профессиональные перспективы». Ранее, 22 марта, участники прослушали мастер-классы от ведущих специалистов РГПУ им. А. И. Герцена и написали эссе, в котором рассуждали о цифровизации образования. Ознакомившись с работами конкурсантов, эксперты отобрали 100 лучших эссе, авторы которых были допущены к следующему этапу состязаний.
По словам члена оргкомитета олимпиады, доцента кафедры дидактики Людмилы Боровик, в финал вышли участники со всех уголков страны — из Санкт-Петербурга, Перми, Омска и других городов.
Всего участникам предстояло четыре испытания, темы которых были связаны с мотивацией, методами работы с будущим поколением и историей педагогики.
Всех конкурсантов разделили на небольшие группы, поскольку одной из компетенций, оцениваемых жюри, является умение молодых педагогов работать в коллективе. За небольшое время им необходимо было познакомиться, обсудить предложенные задания и выработать пути решения.
Как рассказали члены оргкомитета, первый конкурс был связан с детьми поколения α. Участникам необходимо было придумать пять основных правил работы с детьми этого поколения.
Что такое «поколение α», пояснила член оргкомитета, доцент кафедры дидактики Екатерина Бессонова: «Мы уже знаем основные характеристики поколения Z, а поколение α — это достаточно неоднозначное поколение. Кто-то считает, что оно ещё не родилось, кто-то говорит, что это те дети, которые уже родились после 2010 года и активно влияют на общество. Но, в любом случае, оно ещё не изучено достаточно ни педагогами, ни психологами. В основном им интересуются футурологи».
Поскольку институту педагогики Герценовского университета в этом году исполняется 100 лет, задания одного из конкурсов были связаны с наследием выдающихся педагогов прошлого. Участникам предстояло выяснить, насколько актуальны идеи классиков педагогики сегодня.
В этот же день на онлайн-площадке «Гостиная Штоля» прошла дискуссия «Персонификация образования: педагогические эффекты и риски», в которой приняли участие специалисты института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Тема дискуссионной площадки привлекла более 200 участников.
Дискуссионную площадку открыла Светлана Писарева, член-корреспондент РАО, профессор, директор института педагогики. Светлана Анатольевна подчеркнула значимость рассмотрения персонификации образования в ряду используемых сегодня терминов дифференциации, индивидуализации, персонализации, акцентировала внимание на важности управления персонификацией образования, поскольку управленческие ошибки могут стать барьером для развития педагогической практики, а также отметила, что здесь важен «процесс управления процессом», — актуально обсудить, какую роль выполняет учитель, управляя собственной деятельностью и деятельностью своих учеников. Светлана Анатольевна выразила надежду, что сегодняшняя встреча станет поводом не только для размышлений, но и для диалога, вопросов и, конечно же, для поиска ресурсов, педагогических инструментов реализации персонифицированного образования.
Дискуссионную площадку модерировали доцент кафедры теории и истории педагогики Надежда Примчук и доцент кафедры теории и истории педагогики, заместитель директора института педагогики Светлана Ривкина. Во введении в проблему дискуссионной площадки были представлены результаты анкетирования зарегистрированных участников, полученные еще на этапе подготовки мероприятия. Практически все респонденты отметили персонификацию образования как одну из ведущих тенденций развития образования, и в то же время подчеркнули, что современный учитель скорее не готов к реализации идей персонификации в образовании, но в оценке своей личной готовности более оптимистичны.
Работу площадки продолжили выступления Аллы Аксеновой, доцента кафедры теории и истории педагогики по дискуссионному вопросу «В чем педагогический смысл персонификации обучения в современной школе?». О персонифицированном обучении в современной школе: «Миф или реальность?» рассказала аспирант кафедры теории и истории педагогики Екатерина Безбородова. Доцент кафедры теории и истории педагогики Ирина Гутник в своем выступлении подняла вопрос «Как определить учителю свою готовность к реализации идей персонифицированного обучения?». Интересными фактами о том, что мы знаем о жизни современного школьника, поделилась Надежда Циммерман, доцент кафедры теории и истории педагогики.
Итоговая совместная работа участников площадки была организована на онлайн-ресурсе Mentimeter, в ходе которой создали и обсудили облако тегов на ключевое понятие дискуссии — «персонификация образования». Проведенное на онлайн-ресурсе голосование показало, что участники мероприятия видят больше педагогических эффектов в персонификации образования, чем рисков.
Дискуссионные вопросы и выступления вызвали живой отклик — много вопросов, суждений поступало в чат по ходу работы площадки. Интерактивные формы работы с участниками выявили их заинтересованное отношение к затронутым вопросам. Итоги работы дискуссионной площадки подвела Алла Тряпицына, академик РАО, директор НИИ педагогических проблем образования. Алла Прокофьевна отметила, что риски в персонификации образования, конечно, есть, но педагогических эффектов, безусловно, больше, что нашло свое отражение и в результатах онлайн-опроса участников. Среди ведущих педагогических эффектов персонифицированного образования первостепенно, что школьник научится учиться и действительно станет ответственно понимать свою позицию как гражданина страны. «Да, это глобально, — подчеркнула Алла Прокофьевна, — но в этом и есть идея персонификации как единства обучения и воспитания. Ожидаем социальный эффект, что на школу станут смотреть как на учреждение, где учат учиться, а не только где готовят к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Произойдет возвращение учителя к сущности своей профессии. Сущность не только в том, чтобы передать знания, а чтобы воспитать человека, помочь ученику осознано войти и реализовать себя в этом мире».
Подробнее смотрите трансляцию дискуссии.
Текст и фото: Педагогические вести; институт педагогики РГПУ им. А. И. Герцена