Мероприятие прошло в рамках цикла «Герценовские академические чтения». В качестве лектора выступила почетный профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка Стелла Наумовна Цейтлин.
Свое выступление Стелла Наумовна посвятила процессу речевого онтогенеза. Лектор отметила, что в научных кругах овладение языком понимается как процедура конструирования каждым индивидом собственной языковой системы, и уделила внимание описанию трудностей, возникающих у детей в изучении русского, если язык является для них неродным.
Стелла Наумовна раскрыла для слушателей понятие «ментальный лексикон». Она отметила, что, как и ментальная грамматика, он начинается с бессознательного анализа ребенком речевого инпута и ведет к построению языковой системы. «Дети конструируют словоформы, а инофоны (иноэтничные дети, проживающие на территории России) делают это только на продвинутом этапе», — подчеркнула С.Н. Цейтлин.
Также профессор подробно остановилась на двух видах конструирования словоформы: внешнем и внутреннем. Слушатели услышали несколько примеров из реальной практики, когда воспитателям было сложно понять, о чем говорит ребенок-инофон из-за ошибочно выбранной им формы слова.
После выступления Стеллы Наумовны Цейтлин директор Института детства Александра Гививна Гогоберидзе поблагодарила лектора. «Для нас большая честь, что Вы почетный профессор Института детства. И я как человек, как ваша ученица и директор института безмерно благодарна Вам за преданность ― преданность людям и науке. Можно только позавидовать Вашей увлеченности делом, которым Вы занимаетесь всю жизнь», — отметила Александра Гививна в обращении к С.Н. Цейтлин.
Текст и фото: Педагогические вести