Петербургский образовательный форум впервые был проведён в 2010 году, а в 2017 году он приобрёл международный статус. В этом году XI Петербургский международный образовательный форум проводится в смешанном формате. Очно и онлайн на различных образовательных площадках состоится около 300 мероприятий. На онлайн-открытии форума выступила председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская. Особое внимание она обратила на «Фестиваль профессий», который в этом году впервые проводится в рамках форума. Этот профориентационный проект пройдёт на весенних каникулах в историческом парке «Россия — Моя история». Наталия Геннадьевна поздравила участников с открытием ПМОФ и пожелала плодотворной работы, обмена опытом, приобретения новых социальных партнёров, получения новых знаний и возможностей для профессионального развития.
Вместе со стартом Петербургского международного образовательного форума свою работу начала X Всероссийская Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы». С 2018 года она входит в деловую программу форума и представляет собой профессиональный конкурс педагогов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, имеющих стаж не более трех лет.
Уникальность нынешней олимпиады в том, что она бьёт собственные рекорды по количеству участников и экспертов. Кроме того, она впервые полностью проводится в дистанционном формате. Символична и тема этого года — «Образование в цифре».
Из Павловского зала Герценовского университета велась трансляция церемонии открытия педагогической олимпиады, за которой следили педагоги из разных уголков страны. Ректор Сергей Богданов обратился с приветствием к участникам и выразил уверенность, что олимпиада станет большим событием для педагогического сообщества России: «Олимпиада — это одновременно и профессиональный конкурс, поскольку направлен на развитие уровня молодого педагога, и образовательный проект, поскольку в задачи олимпиады входит совершенствование компетентности в области решения специальных задач и проектирования инновационных образовательных практик».
От Комитета по образованию Санкт-Петербурга, при поддержке которого проходит олимпиада, к участникам обратился заместитель председателя Михаил Пучков: «Опыт приобретается именно на таких мероприятиях. Всегда сравнивайте себя с лучшими и переносите этот опыт в свои классы. Специально для вас мы в этом году подготовили две видеосессии, одна из которых объединяет молодых петербургских учителей, среди которых есть победители и лауреаты педагогических конкурсов. Благодаря вам есть будущее у нас и наших детей».
Примечательно, что юбилейная олимпиада в этом году совпала со 100-летием кафедры педагогики и её преемника — института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, ставшего в своё время инициатором учительского конкурса. С момента своего начала олимпиада расширяла географические границы и тематические горизонты. С 2014 года она приобрела сетевой характер и к её проведению подключились региональные площадки. По словам директора института педагогики Светланы Писаревой, олимпиада неслучайно носит название «Профессиональные перспективы»: «Она вбирает в себя все гуманистические идеи, которые на протяжении столетия развивались в институте педагогики, — гуманного отношения к человеку, доброжелательного отношения к коллегам, хороших взаимоотношений с учениками и учителями. Олимпиада — не соревнование, а пространство для личностного роста, поиска своих перспектив в пространстве профессиональной деятельности».
В этом году конкурсная программа предполагает выполнение участниками индивидуальных и групповых заданий, содержание которых касается особенностей педагогического процесса в условиях цифровизации образования. Успеха участникам пожелала заведующая кафедрой дидактики Елена Пискунова, ответственная за конкурсную программу.
Доцент кафедры теории и истории педагогики Юлия Матросова, выступившая ведущей церемонии открытия, рассказала об истории создания Герценовской педагогической олимпиады и озвучила рекорды нынешней. Если в первой олимпиаде участвовало 84 учителя из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то в этом году число участников составило 2226 человек, представляющих 40 субъектов Российской Федерации. Количество экспертов также рекордное — 136.
Участникам, прошедшим заочный тур, в первый день олимпиады была предложена образовательная программа. В неё вошли «Уроки учителю» от различных специалистов. Один из таких уроков на тему «Сетевая личность ‟поколения α”: вызовы системе образования» провёл доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления Алексей Кравцов. Насыщенной и разнообразной стала и «Педагогическая мозаика» — серия мастер-классов и дискуссионных площадок, организованных преподавателями Герценовского университета, построенных с учётом необходимости приобретения педагогами профессиональных компетенций в условиях новой реальности современного образования.
В небольшие перерывы вместо привычных кофе-брейков участников ждал активный отдых от организаторов проекта «Продлёнка с Герценовским университетом».
Официальный сайт Петербургского международного образовательного форума.
Запись трансляции открытия X Всероссийской Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей.
Текст и фото: Педагогические вести