В РГПУ им. А. И. Герцена состоялся круглый стол по итогам реализации проекта «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в области социокультурный адаптации детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ с целью формирования гражданской идентичности и междунационального согласия.
Проект реализован Межвузовским центром билингвального и поликультурного образования при методической поддержке кафедры межкультурной коммуникации филологического факультета Герценовского университета в рамках гранта Министерства Просвещения РФ.
Круглый стол проходил в смешанном формате: часть спикеров выступала из Павловского зала, другие участники присоединились к видеоконференции. Всё мероприятие транслировалось на YouTube канале Герценовского университета.
Научный руководитель межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры интенсивного обучения РКИ Елизавета Хамраева, открывая круглый стол, отметила: «Ещё недавно мы только начинали наш проект, давали участникам вводные инструкции и говорили о его значимости. Но вот прошло полгода, и сегодня мы подводим итоги и говорим о тех возможностях, которые получили учителя, участвуя в нашем непростом, интересном и очень важном для России проекте».
Об истоках проекта рассказала Ирина Лысакова. «За все те годы, в течение которых ведётся работа кафедры, мы выпустили более 30-три учебников и создали методику обучения мигрантов. Сейчас работа по языковой и социальной адаптации детей мигрантов ведётся на совершенно новом уровне», — подчеркнула она.
В проекте участвовали учителя общеобразовательных школ из разных регионов России. Все они прошли программу повышения квалификации, после чего прошли конкурсный отбор. По его результатам было отобрано 102 победителя, получивших стипендию на реализацию программы социокультурной адаптации детей мигрантов в своих школах в период с сентября по ноябрь 2021 года.
Для дополнительного обучения детей учителя-стипендиаты получили уникальные пособия и методические материалы по социокультурной адаптации детей-инофонов.
«Те пособия, которые мы выпустили, помогают не просто изучать язык, а познавать мир, в котором ты живёшь. Это не просто учебник, а транслируемая система ценностей», — рассказала Елизавета Хамраева.
Кураторы проекта представили доклады, всесторонне затрагивающие проблемы обучения детей мигрантов.
О технологиях обучения русскому языку в поликультурном социуме, опыте и перспективах рассказала Елизавета Хамраева. Доклад научного сотрудника межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Ольги Ряузовой был посвящён взаимосвязи языка и культуры как инновационным образовательным решениям. Директор межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Анна Обласовой рассказала об актуальных потребностях в области поликультурного образования. Старший научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Елизавета Андреюшина осветила тему реализации стипендиальной программы языковой и социальной адаптации детей-инофонов.
Также доклады касались таких тем, как особенностей подготовки учебного материала для детей-инофонов, влияния миграционных кризисов на формирование поликультурной стратегии образования, представлений российских педагогов о работе с детьми мигрантов, повышения квалификации педагогов, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся.
О перспективах развития проекта рассказала ведущий научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Татьяна Шорина.
Кроме того, о своём опыте работы в рамках проекта рассказали и педагоги — Оксана Грецкая (школа № 560, Санкт-Петербург), Юлия Орлова (школа №20, Химки) и Фатима Жаниева (школа № 37, Владикавказ). Участие в стипендиальной программе помогло им обрести ценный опыт, который они планируют и в дальнейшем использовать в своей деятельности, делясь актуальными знаниями с коллегами.
Почетными гостями Круглого стола стали Лактионова Е.Б., и.о. проректора по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена, Зая И.Ю., доцент Академии социального управления (Представитель Министерства образования Московской области) и Спасская Е.Б., начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования. Уважаемые гости выразили надежду на развитие плодотворной работы в сфере адаптации детей мигрантов и пожелали коллегам успешного воплощения задуманных идей.
Проект реализован в рамках Гранта Министерства просвещения Российской Федерации на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности, с участием детей и молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», лот № 9 «Проведение обучающих мероприятий по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия»» (Соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от «15» июня 2021 г. № 073-15-2021-1055)
Текст и фото: «Педагогические вести»