20 октября в РГПУ им. А. И. Герцена в режиме онлайн состоялась научно-практическая конференция «Память о войне и межпоколенческий диалог как доминанты процесса взросления».
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор университета, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.
На конференции прошло два заседания, модераторами которых выступили заведующий кафедрой ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Монахов и доктор философских наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена Наум Беркович.
«Проблема взросления была и остается ключевой во взаимосвязи образовательного и учебного процесса, — отметил Наум Беркович. — Эффективным инструментом становления взросления является формирование исторического сознания и беспристрастной оценки исторического прошлого с реалиями настоящего и прозреваемым будущим».
В процессе заседания с докладами выступили:
С.А. Писарева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и истории педагогики, член-кор. РАО. «Трансляция исторической памяти: опыт историко-педагогического наследия».
Е.И. Бражник, доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А. И. Герцена. «Межпоколенческий диалог и проблема самоидентификации»
А.Е. Бахмутский, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. «Проблемы самоопределения школьников как процесса формирования патриотизма и гражданственности».
Е.В. Пискунова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дидактики РГПУ им. А. И. Герцена, С.Г. Чухин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Омского Государственного Педагогического Университета. «Коммеморативные практики в формировании гражданской идентичности».
В. М. Монахов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена. «Память и забвение как инструменты развития гражданской идентичности».
А.Г. Козлова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, С.Е. Залаутдинова, ассистент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. «Взаимодействие поколений как фактор становления гражданственности».
Е.В. Красная, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и развития образования РГПУ им. А. И. Герцена, Н.П. Паттурина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и развития образования РГПУ им. А. И. Герцена. «Осмысление истории в контексте межпоколенной идентичности».
К.В. Романов, доктор философских наук, профессор кафедры методологии и теории цифрового образования Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург. «Историческое сознание ребенка в процессе взросления».
Г.В. Семёнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена. «Коммеративные практики: переживания участников военных парадов и «Бессмертного полка»».
Е.В. Ильин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории для преподавания на и гуманитарных факультетах СПбГУ. «Память о войне: повседневная и героическая идентичность».
В.А. Петрова, заведующая отделом гуманитарных программ и детских социальных инициатив Санкт-Петербургского Дворца творчества юных. «Союз юных петербуржцев — наследники Великой Победы».
О.В. Николаева, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Военмеха, Санкт-Петербург. «Тень войны над моей семьёй (молодёжный проект Военмеха)».
А.С. Плотников, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 160, аспирант Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург. «Опыт исторического сознания как фактор осмысления проблем гендерной идентичности в современном образовании».
Особый интерес участников вызвало выступление Евгения Ильина, который, наряду с научной и преподавательской деятельностью, занимается непосредственно практикой, являясь командиром поискового отряда «Ингрия».
Участники конференции высказали пожелание, чтобы в Герценовском университете был создан поисковый отряд, в котором будущие педагоги имели возможность на практике учиться хранить историческую память.