— Знаково, что именно Герценовский университет стал той площадкой, где прошло первое совместное заседание нашего Координационного совета и Президиума ФУМО, — отметил председатель Координационного совета, вице-президент РАО, и.о. первого проректора РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Лаптев. — Наша цель — обсудить те проблемы, которые стоят как перед системой педагогического образования, так и перед системой образования в целом.
Владимир Валентинович отметил, что О.Ю. Васильева как министр образования и науки РФ впервые стала рассматривать педагогическое образование как один из ведущих аспектов, связанных с будущим нашей страны. Он сформулировал круг вопросов, подлежащих обсуждению на первом и последующих заседаниях: образовательные стандарты, воспитательная работа как составляющая подготовки педагога, практическая подготовка и соответствие компетенций выпускника педагогического вуза требованиям профессионального стандарта, структура и требования примерных образовательных программ, общественно значимые итоги реализации проекта модернизации педагогического образования.
И.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.И. Богданов обратил внимание на перспективность совместной работы Координационного совета и Президиума ФУМО: «Мы должны направить все силы, чтобы построить общее образовательное пространство, причем в самых разных ипостасях. Например, во времени, используя в будущем все наработки, имеющиеся на настоящий момент; в кадровом отношении, чтобы эксперты продолжали сотрудничество. И, наконец, главное: ведущие вузы должны работать вместе».
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ С.А. Пилипенко предложил участникам заседания подискутировать о функциях ФУМО и Координационного совета, о том, кто входит в круг заинтересованных сторон при построении единого образовательного пространства и каким образом ФУМО и Координационный совет могут способствовать реализации этой задачи. Кроме того, Сергей Александрович прокомментировал статистические данные по укрупненной группе специальностей, по которой в настоящее время обучается 435,9 тысяч человек в 255 вузах и 90 филиалах, в том числе в 44 педагогических вузах страны. Кроме того, он отметил, что до сих пор не принято решение о структуре и составляющих ФГОС, в частности о включении в стандарт вариативной части подготовки, а также о соотношении ФГОС и профессиональных стандартов.
Председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», чл.-корр. РАО Е.И. Казакова в приветствии и в докладе «О направлениях развития высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки» актуализировала два вопроса: состояние процесса модернизации педагогического образования, что уже сделано и может быть общественно востребованным, а также вопрос о том, что нужно сделать в процессе модернизации педагогического образования в ближайшей перспективе. Елена Ивановна проанализировала состояние процесса модернизации педагогического образования, ситуацию с проектированием образовательных программ и реализацией линейной и нелинейной моделей подготовки педагогов, предметной составляющей подготовки, создание открытой информационно-методической среды, перспективу работы с педагогически одаренной молодежью, а также прохождение студентами педагогической практики. «Мы твердо убеждены, что усиление практической составляющей подготовки заключается в поддержании продуктивного взаимодействия вузов со школами», — отметила она.
Заместитель председателя ФУМО, заведующая кафедрой педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.А. Писарева рассказала о дорожной карте программы модернизации педагогического образования на 2017 год. Она отметила предстоящие мероприятия, в том числе по поддержке талантливой молодежи: Герценовская педагогическая олимпиада, уже три года проводимая в сетевом формате, впервые попала в перечень региональных олимпиад, что дает ее победителям льготы при поступлении в вузы на программы педагогического образования. Кроме того, речь шла о разработке портрета педагога, реализации онлайн курсов и организационном обеспечении процесса модернизации педагогического образования.
Завершило заседание сообщение ректора НГПУ им. Козьмы Минина А.А. Федорова «О контрольных цифрах приема на педагогические специальности в 2018 году». Были проанализированы результаты мониторинга востребованности выпускников вузов и имеющиеся в связи с этим проблемы организации приема по целевым направлениям, статуса бакалавриата и развития как очной, так и заочной магистратуры.
Фото А. Деркача, С. Мажекеновой