Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки РФ, РГПУ им. А.И. Герцена, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) и Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия). Цель Съезда — содействие модернизации содержания и технологии обучения родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
На Всероссийский Съезд приехало более 350 преподавателей из 30 регионов страны. В рамках программы Съезда состоялась работа следующих секций: «Культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в общеобразовательных программах», «Обучение родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Учебно-методическое обеспечение обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «История образования и школьного дела народов Севера; обучение литературе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
На первой секции «Культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в общеобразовательных программах» модераторами дискуссии стали заведующий кафедрой этнокультурологии Института народов Севера Игорь Леонтьевич Набок и заместитель главы Таймырского Долгано-Ненецкого автономного муниципального района по вопросам образования и культуры Татьяна Александровна Друппова. В своём выступлении Игорь Леонтьевич рассказал слушателям конференции о современных проблемах развития образовательных ресурсов сохранения и актуализации традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Стремления России к культуре Европы привели к очень большим изменениям, из-за которых Россия понесла огромные потери. Нам необходимо организовать эффективную педагогическую работу по повышению результативности сохранения традиций у коренных малочисленных народов», ― подчеркнул Игорь Леонтьевич.
Также на данной площадке выступила ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия) Розалия Серафимовна Никитина, которая рассказала о культуре народов Севера и новых учебных пособиях, которые помогут детям изучать фольклор и культуру своих народов.
На секции «Обучение родными языками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» модераторами стали директор Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия) Светлана Степановна Семенова, доцент кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Любовь Жоржевна Заксор и начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера департамента образования и молодежи ХМАО-Югра Надежда Борисовна Костылева. На данной секции обсуждались вопросы языковой политики и реформирования системы письма языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и преподавание родного языка в учебных заведениях. В рамках обсуждения выступила специалист I категории отдела Управления образования с. п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа Евдокия Ануфриевна Сотникова. «Проблема обучения на родном языке волнует каждого, ведь многие национальные языки вымирают. Сохранение и развитие народных языков необходимо, ведь именно так мы продлим историю и культуру наших народов», ― отметила Евдокия Ануфриевна.
На секции «Учебно-методическое обеспечение обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» модераторами выступили старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия) Феня Матвеевна Леханова, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Издательства «Просвещения» Александр Владимирович Бабурин и старший методист развития Хабаровского краевого института развития образования Валентина Григорьевна Шабельникова. На конференции обсуждались проблемы образовательных программ по родному языку, структура, содержание и технология, а также эффективность изучения северных языков и формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
На I Всероссийском съезде учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации также были затронуты вопросы формирования содержания учебников нового поколения по родным языкам согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, участники Съезда смогли обсудить систему подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера и внести предложения по разработке Концепции преподавания родного языка. Все желающие задавали интересующие вопросы и высказывали свои предложения по обсуждаемым темам.
Фото и текст: Педагогические вести