С 19 по 21 октября для учащихся классов психолого-педагогической направленности проводится тематическая смена «Учитель: от смысла к действию». Она проходит на базе Герценовского университета, а также двух школ Санкт-Петербурга — № 27 им. И. А. Бунина Василеостровского района и № 47 им. Д. С. Лихачева Петроградского района.
Первый день смены состоялся в стенах РГПУ и стал часть проекта «Герценовская среда». Участниками стали старшеклассники двадцати трех школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Герценовские студенты выступают на смене в роли тьюторов, а педагоги и сотрудники вуза станут руководителями мастерских.
Перед участниками смены стоит задача понять многогранность профессии педагога и овладеть технологиями организации активностей психолого-педагогического характера. Впереди у ребят разработка проектной идеи для проведения собственной педагогической практики, ее представление и защита.
Для участников первого дня сессии в рамках проекта «Герценовская среда» под кураторством управления межрегионального сотрудничества в сфере образования было развернуто несколько площадок. Свои программы предложили Герценовский игровой клуб, университетский музей, Точка кипения, Студенческий дворец культуры, управление развитием воспитательной деятельности, Центр по работе с талантливой молодежью и абитуриентами.
Можно ли учиться через игру? Какая она, жизнь студентов во внеучебное время? На эти вопросы ребята получили ответы на «Игровой среде» с Герценовским игровым клубом. Кроме того, школьники познакомились с профессией учителя с точки зрения студентов и объединений и сыграли в настольную игру об университете. «Нам было очень весело играть, студенты очень доброжелательные и общительные, — отметила ученица школы № 307 Ульяна Кузнецова. — Я тоже планирую поступать в Герценовский университет, чтобы стать учителем начальных классов».
На тематической экскурсии «Путешествие в историческое прошлое РГПУ им. А. И. Герцена» вместе с главным хранителем фондов музея Елизаветой Гурьяновой участники смены погрузились в историю вуза, познакомились с личностями, связанными с университетом. Ученица 10 класса школы № 376 Елизавета Волосникова поделилась впечатлениями: «Мне очень понравилась экскурсия, мы узнали об истории университета, увидели уникальные скульптуры. Я учусь в педагогическом классе и планирую сюда поступать».
А в Точке кипения прошел тренинг «Кем я стану, когда вырасту?» Ребята освоили техники и упражнения, развивающие навыки самоопределения и самопознания, позволяющие понять, насколько важно уделять время пониманию своих слабых и сильных сторон.
Мастер-класс «Основы актерского мастерства для будущих педагогов» доказал ребятам, что в повседневной жизнь любой человек, а в особенности, учитель, должен быть актером. Руководитель студии режиссерского мастерства и киношколы Студенческого дворца культуры Андрей Егоров потренировал со школьниками артистическую смелость, актерское внимание, воображение и фантазию, а также импровизационные способности.
Сотрудники управления развитием воспитательной деятельности и студенты-тьюторы предложили учащимся из разных школ создать единые команды и вместе поразмышлять над образом идеальной школы будущего. Преподаватели школ выступили экспертами в оценке творческих заданий. Учителю русского языка и литературы Бугровской школы № 2 Оксане Сопот, выпускнице Герценовского университета, преподавателю с большим опытом, оказалась близка идея минимизации домашнего задания. «Мой принцип — ученики должны как можно больше выступать, говорить на уроке. Они — главное действующее лицо, а я — только организатор, координатор. Эти ребята уже мечтают быть учителями, и многие из них будут поступать в Герцена».
Директор Центра работы с талантливой молодежью и абитуриентами Татьяна Гдалина познакомила школьников с образовательными ресурсами Герценовского университета, подразделениями, этапами и льготами при поступлении по итогам участия в олимпиадах.
Проект «Герценовская среда» стал первым этапом тематической смены. В последующие дни ребята познакомятся с особенностями педагогической практики, выполнят разработку проектной идеи в рамках 11 мастерских и как итог — защита проектов уже на площадках на базе школ.
Текст и фото: «Педагогические вести»