62-я Международная математическая олимпиада в этом году снова проходит в режиме онлайн, а Санкт-Петербург вновь выступил организатором этого мирового события и станет центром притяжения для участников со всех уголков планеты. Международная математическая олимпиада (MMO) — это состязание по математике среди школьников старших классов, которое проводится каждый год в одной из стран. Первая MMO прошла в 1959 году в Румынии с участием семи стран. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран со всех континентов. Совет ММО утверждает страну, принимающую ММО, следит за соблюдением правил и поддерживает традиции ММО. Организаторами олимпиады 2021 года выступают: Министерство просвещения РФ, Правительство Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, Президентский физико-математический лицей № 239, Академия талантов.
Уже много лет доцент университета имени Лоранда (Венгрия) Геза Кош состоит в комитете по отбору заданий для Международной математической олимпиады и прорешивает буквально всё, что присылают на рассмотрение: обычно речь идет о сотнях задач. Член задачного комитета Международной математической олимпиады рассказал о том, как участники готовились к олимпиаде и как организована работа задачного комитета.
— ММО уже второй год подряд проводится в Санкт-Петербурге. Какие у Вас впечатления от города и организации олимпиады?
— Уже второй год олимпиада проводится в онлайн-режиме, поэтому эти два года особенные для нас. В этом году команда из России приедет в Санкт-Петербург, остальные участники примут участие дистанционно.
Мы очень много работаем, поэтому пока не было времени погулять и посмотреть город, но я хочу съездить в Петергоф, Пушкин и, надеюсь, смогу посетить Эрмитаж и крейсер «Аврора».
— Какие подобные состязания существуют в Венгрии?
— Конечно, в Венгрии существует давняя традиция проведения математических соревнований. Старейшее из них с 1893 года организует журнал KöMaL. Среди участников этой олимпиады немало всемирно известных учёных, таких как Липот Фейер или Пал Эрдёш.
Главная цель журнала — развивать молодых математиков, предлагая им новые и новые задачи. В течение учебного года журнал каждый месяц публикует задачи по физике, математике и информатике. Их можно найти в интернете, в том числе на английском языке. После этого у участников есть месяц, чтобы выслать нам свои решения по почте или в электронном виде.
— Как Вам кажется, в каких странах олимпиады пользуются наибольшей популярностью?
— Конечно, стоит отметить, что в России есть своя система олимпиад и очень сильные участники. Мне кажется, что в последнее время большинство стран развили свои олимпиадные движения для старшеклассников и студентов, поэтому сложно выделить какие-то конкретные страны.
— Как участники готовятся к олимпиаде?
— Подготовка состоит из нескольких частей. Я тоже проходил через это. Конечно, нужен талант, но, кроме того, нужно усердно тренироваться и постоянно решать множество задач. Также необходимо изучать новые способы, методики и подходы к решению и научиться легко применять их на практике. Многие школьники знают, как решить задачу, но не умеют верно записать решение — этому тоже нужно научиться. Важно также при записи решения отделять части друг от друга, правильно все объяснить и следить за временем — участникам дается 4,5 часа на 3 задачи.
Мне лично понадобилось более двух лет, прежде чем я достиг реального результата. В среднем необходимо трудиться около двух–трёх лет, тогда результат на олимпиаде будет высоким.
Добавлю, в день состязания нужно выспаться и хорошо поесть.
— Как создаются олимпиадные задачи?
— Нам присылают задачи со всего мира, обычно это более ста задач. В этом году у нас в распоряжении 175 задач, что довольно много, — в конце должно остаться только 6.
Задачный комитет отбирает около 30 задач, которые попадают в шорт-лист лучших задач, и затем за несколько дней до олимпиады жюри, состоящее из представителей разных стран, выбирает самые подходящие.
— Как опыт участия в олимпиаде влияет на будущее молодых математиков?
— Если ваше участие на олимпиаде было успешным, то строчка в резюме об этом вам очень поможет в дальнейшем. В любом случае, тот, кто много тренировался решать задачи, имеет преимущества перед тем, кто этого не делал.
— Как увлечь ребенка математикой, показать, что это нескучно?
— Я думаю, что самое важное — это радость и удовольствие, которое вы получаете в процессе решения задач и головоломок. Покажите детям разные задачи и позвольте им получить радость от решения. Это совсем не обязательно должна быть математика. Главное — любить находить решения.
— Что Вы пожелаете участникам олимпиады и тем, кто только мечтает принять участие в ней?
— Конечно же, я желаю всем отличных результатов, и главное, чтобы участники были довольны собой и своими достижениями. Внимательно готовьтесь, но не расстраивайтесь, если в этом году вы не попали в команду. Участие в ММО — это отличный опыт, но это не конец жизни. Математика — это только начало, продолжайте свой путь!
По материалам газеты «Педагогические вести». Фото: Педагогические вести и imo2021.ru