МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТРЕТЬИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоги конференции Рекомендации конференции Мнения социологов
Материалы конференции
Итоги конференции
14-15 апреля 2011 г. в РГПУ им. А.И. Герцена состоялась Международная научная конференция «Третьи Санкт-Петербургские социологические чтения: Социальная стратегия российской системы образования». Организаторами конференции выступили Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Министерство образования и науки Российской Федерации, Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Научно-образовательное культурологическое общество России. Тема была определена в соответствии с научным профилем принимающей стороны — РГПУ им. А.И. Герцена.
В мероприятии приняло участие более 300 человек, среди них социологи, философы, педагоги, аспиранты, студенты, магистранты. В работе конференции участвовали ученые из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Швеции, Монголии и других стран. География российских участников представлена Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, Великим Новгородом, Барнаулом, Ульяновском, Белгородом, Республикой Татарстан и т.д.
Пленарное заседание под председательством проф. В. А. Воронцова и проф. А. О. Бороноева состоялось 14 апреля в колонном зале Университета. С приветствием и кратким докладом выступил заместитель председателя оргкомитета, первый проректор РГПУ проф. С. А. Гончаров, который передал приветствия и пожелания успешной работы от ректора РГПУ им. А.И. Герцена Соломина Валерия Павловича и Президента университета, председателя оргкомитета конференции Бордовского Геннадия Алексеевича.
С докладами в рамках Пленарного заседания выступили проф. Новгородского госуниверситета А. М. Осипов, профессора СПбГУ А. О. Бороноев и В. Е. Семенов, проф. Гуманитарного университета (Екатеринбург) Г. Е. Зборовский, профессор МГУ В. В. Зырянов, проф. Алтайской государственной педагогической академии Н. А. Матвеева, проф. А. И. Субетто, председатель Российского общества социологов проф. В. А. Мансуров.
В докладах и в выступлениях с мест были высказаны разнообразные мнения по поводу актуальных проблем развития отечественной и зарубежных систем образования. В центре обсуждения находился процесс постоянного реформирования российской высшей и общей школы.
После обеда начались секционные заседания. При организации секций руководство конференции постаралось охватить узловые моменты социологии образования и социальную составляющую педагогики.
Участники первой секции (руководители: профессора С. Ю. Трапицын, Д. В. Иванов, Р. А. Костин, ученый секретарь доц. С. Г. Кошкина) обратились к проблемам реформы российского образования в современном социологическом дискурсе.
Члены секции № 2 (руководители: профессора Н. Г. Скворцов, В. И. Добреньков, А. О. Бороноев, М. Б. Глотов, ученый секретарь доц. О. Г. Цыплакова) сосредоточились на вопросах социологического образования в России.
Теоретический потенциал социологии образования был предметом обсуждения третьей секции (руководители: профессора Г. Е. Зборовский, А. М. Осипов, В. Г. Овсянников, ученый секретарь асс. И. А. Тюрина).
Участники секции № 4 (руководители: профессора В. Г. Зарубин, Ю. Р. Вишневский, К. М. Оганян, ученый секретарь доц. Н. А. Мартьянова) обсуждали проблемы социологического сопровождения инновационных социологических процессов.
Члены секции № 5 «Социология в системе школьного образования» (руководители: профессора В. В. Барабанов и В. В. Тумалев, ученый секретарь доц. Л. В. Искровская) и секции № 6 «Социальные проблемы педагогического образования и педагогических кадров» (руководители профессора А. В. Воронцов, Н. А. Матвеева, Н. В. Седова, ученый секретарь доц. Н. И. Непочетая) провели совместное заседание.
На следующий день секционные заседания были продолжены. В рамках утреннего заседания 15 апреля также был проведен круглый стол «Образование как институт трансляции социально значимых традиций» (руководители: профессора Т. Д. Булгакова и В. Е. Семенов, ученый секретарь доц. Л. А. Фокина).
После обеда 15 апреля состоялось пленарное заседание, на котором были подведены итоги конференции. По итогам работы были приняты резолюция конференции и рекомендации для научного и профессионального сообществ.
Особо следует отметить активное участие в работе секций и круглого стола представителей педагогической общественности и петербургских студентов всех форм и уровней обучения.
Рекомендации научной конференции – «Третьи Санкт-Петербургские социологические чтения: Социальная стратегия российской системы образования»
Внутренние и внешние условия, в которых развивается российское общество, непрерывно усложняются. Нарастает опасность бюрократического самоуправства, ведущего не только к нарушению жизненных интересов большинства граждан России, но и к нарушению функционирования социальных институтов, торможению общественного развития.
В этих условиях социологической науке сродни роль знающего врача, единственно способного ставить диагноз, оценивать состояние общества и симптомы его болезней. Это актуально в отношении российской системы образования.
В системе образования в последние годы принимались неоднозначные
решения под лозунгами реформирования или международной интеграции. Многие нововведения справедливо отторгались учеными и педагогической общественностью, вызывали неприятие в обществе.
Конференция считает, что развитие российской системы образования на основе культурно-исторической преемственности России являет собой непреходящую ценность национальной и мировой культуры. Вместе с тем, социально-исторические изменения требуют адекватных изменений в системе образования.
Стратегические социальные задачи модернизации образования оказались недостигнутыми, а текущие реформы системы образования, с точки зрения социально-научной оценки, являются проблематичными, так противоречили широким общественным интересам, и в них не были вовлечены основные субъекты образования.
В этих условиях социология образования должна стать интегративной развивающейся социальной технологией выработки и осуществления образовательной политики в интересах общества. Социологическое сопровождение образовательной политики, научная экспертиза управленческих решений и оценка хода реформ – необходимая предпосылка их социальной эффективности.
В связи с отмеченными обстоятельствами Конференция считает целесообразным обеспечить:
— социологическое обоснование социальной стратегии реформ образования и управленческих решений в сфере образования, социологический мониторинг состояния системы образования.
— координацию научно-исследовательских программ в сфере образования.
— повышение статуса социологии образования как профессионально-формирующей дисциплины для будущих работников системы образования,
— рекомендовать РГПУ им. А.И. Герцена создать площадку для постоянно действующего научно-практического семинара по социологии образования, с привлечением ведущих специалистов страны.
— провести следующую научную конференцию – Четвертые Санкт-Петербургские социологические чтения “Современное российское общество и социальные технологии” в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете 19-20 апреля 2012 года.
Мнение социологов России о конференции:
Проф. Майорова-Щеглова С. Н.(РГГУ, Москва): «Нам все нравится! Такие конференции вообще полезны по нескольким причинам. Да, в принципе мы дублируем тексты, которые и без того опубликованы. Но, во-первых, конференция – повод к более широкому общению (мы, например, презентовали здесь наши анкеты, кто-то привез методическую литературу, которую не найдешь на прилавках). А, во-вторых, у нас в Москве не услышишь выступление представителя УМО, как сегодня (Зырянова В. В.). А эта конференция вообще для нас судьбоносна: мы впервые поехали за счет финансирования вуза, а не посредством гранта, как раньше».
Проф. Зырянов В. В.(МГУ): «…конференция в целом удалась. Вообще, это даже хорошо, что на секциях не так много народа. Сейчас ярко выражена тенденция к переходу от масштабных научных съездов к более локальным, профессиональным собраниям. И здесь получилась такая золотая середина, где можно обсудить проблемы в узком кругу специалистов, при этом имея возможность обратиться и к широкой общественности».
Проф. Зборовский Г. Е. (Гуманитарный университет, Екатеринбург): «…да, я привез с собой новый учебник по истории социологии. Да? Вы читали мои книги раньше? Это очень приятно, когда молодые интересуются. Новый учебник мы писали именно для студентов. Удачи Вам, ребята, в своих первых начинаниях. А на Вашей конференции мне все нравится. Зовите, и я буду приезжать».
Интервью взяли: Куклин Г., Кулакова А.
Материалы конференции
Полный текст сборника материалов (файл PDF, 3 MB)
Подробнее о подготовке конференции в разделе «Анонсы»