Важной частью проекта «Социокультурная адаптация детей мигрантов — 2021» стал мониторинг, направленный на выявление потребности в области поликультурного образования и социально-культурной адаптации детей мигрантов, а также детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ. Подробнее о самом исследовании и его результатах рассказала куратор мониторинга, заместитель директора Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена Анна Обласова.
— Что стало целью мониторинга?
— Целью мониторинга является выявление потребности в области поликультурного образования и социально-культурной адаптации детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических российских регионах. Результаты мониторинга позволяют наметить основные векторы развития в области поликультурного образования в России.
— Кто принимал участие в мониторинге?
— В мониторинге приняли участие при содействии региональных органов исполнительной власти в сфере образования более 16 000 человек! Это и учителя-предметники, и руководство школ, и такие специалисты, как: педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, педагоги-организаторы, библиотекари, педагоги дополнительного образования, методисты, тьюторы, старшие вожатые, логопеды и пр. Мы видим, что охват у мониторинга максимально широкий, так как в исследовании приняли участие педагоги из 63 регионов. А значит, результаты мониторинга действительно отражают реальное положение дел в сфере поликультурного образования.
— Какие основные результаты мониторинга были получены?
— Полученные результаты дают возможность описать проблемное поле каждого федерального округа и региона в сфере социально-культурной адаптации детей мигрантов. Например, мы выяснили, что не все регионы в должной мере обеспечены необходимыми средствами для социокультурной адаптации: даже в регионах, где доля детей мигрантов в общей численности обучающихся высока, наблюдается нехватка учебно-методической литературы, а педагоги не получают должного научно-методического сопровождения. Также были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в российских школах в условиях поликультурного образования: коммуникативные проблемы детей мигрантов, связанные с языковым барьером, организационно-методические трудности в работе педагогов, сложности в понимании и установлении контакта с мигрантами из-за разницы в культурных особенностях, ценностных ориентациях и установках, отсутствие контакта между учителем и родителями детей.
— Как результаты мониторинга могут быть использованы в практике образования?
— Выявленные нами особенности помогли создать и программу повышения квалификации, и учебно-методические пособия, опираясь на реальные проблемы педагогов в различных регионах страны. Эти образовательные продукты, согласно полученным благодарным отзывам, позволили повысить обеспеченность образовательного процесса средствами социокультурной адаптации.
— Какое будущее у мониторинга? Нужно ли его проводить в дальнейшем?
— Мониторинг следует проводить в дальнейшем для отслеживания результатов развития сферы поликультурного образования, его результаты дают необходимую информацию об актуальном состоянии. Более того, сам проект, на наш взгляд, требует экстраполяции на другие федеральные округа: в этом году были задействованы только Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, но результаты мониторинга показывают необходимость повышения квалификации педагогов также, например, в некоторых регионах Приволжского и Сибирского округов.
По материалам газеты «Педагогические вести»