ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. Герцена

«Мы рады делиться своими знаниями»: Елизавета Андреюшина о проекте «Социокультурная адаптация детей мигрантов — 2021»

 

Старший научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена Елизавета Александровна Андреюшина рассказала о ходе реализации федерального проекта, призванного помочь учителям российских школ в решении проблем адаптации детей мигрантов.

 

— В чём Вы видите свою главную задачу как куратора стипендиальной программы проекта «Социокультурная адаптация детей мигрантов — 2021»?

— Данный проект является очень масштабным, поэтому, здесь можно выделить не одну, а три главных задачи.
Первая — отбор специалистов. Мы получили огромное количество заявок, но, к сожалению, не смогли принять всех желающих. Мы находимся в определенных рамках, поэтому были вынуждены ответить отказом некоторым коллегам. К примеру, согласно одному из требований отбора, учителю необходимо сформировать группу детей мигрантов количеством не менее пяти учащихся. Однако, если у учителя не получалось сформировать группу необходимого минимального количества, то мы не могли зачислить его к участию. Также, если от одной школы заявлялись сразу несколько педагогов, причем каждый формировал свою группу, мы, согласно условиям гранта, могли принять лишь одного учителя, а остальным вынужденно отказывали. И в первом, и во втором случае отказывали, честно скажу, с внутренней горечью, потому что мы не понаслышке знаем обо всех нуждах педагогического сообщества в работе с детьми мигрантов, кроме того, за каждым из учителей стоят свои дети инофонов, каждому из которых нужна наша педагогическая помощь и поддержка. 
Второй ключевой задачей является формальная сторона процесса — это подготовка, сбор, оформление, проверка документов. С каждым учителем мы заключаем договор гражданско-правового характера. По условиям договора каждый стипендиат, как исполнитель, на базе своей общеобразовательной организации реализует дополнительную шестидесятичасовую программу по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, а Герценовский университет, как заказчик, по итогам реализации программы выплачивает финансовое вознаграждение — стипендию. Соответственно, подзадачами здесь являются сбор базовых документов (для оформления договоров) и подготовка, сбор и дальнейший анализ отчетных документов. Поскольку все стипендиаты находятся в разных городах, то приходится выстраивать максимально эффективные способы взаимодействия, искать альтернативные варианты решения возникающих сложностей. К примеру, некоторые школы недавно были переведены на онлайн-обучение. А одним из отчетных документов являются фото занятий. Разумеется, в этом случае мы не прекращаем занятия, а переводим их также на дистант, и для отчета предоставляем скриншоты. Аналогично мы открыты и для компромиссов. Для того, чтобы проводить фотосъемку занятий, учителя перед началом реализации программы запрашивали письменное согласие у законных представителей ребёнка на фотосъемку несовершеннолетнего по форме, утверждённой юридическим управлением Герценовского университета. Но если кто-то из родителей был против фотосъемки, то и это не становилось проблемой. Мы уважаем убеждения родителей, по которым они отвечали отказом, поэтому занятие учитель проводит, безусловно, со всеми детьми, а фотографирует в процессе лишь тех учащихся, чьи родители одобрили фотосъемку.
Ну, а третьей задачей я могу выделить методическую поддержку. Для нас важно провести занятия не «для отчета», а для детей. Соблюдение формальностей — это, определенно, важно. Но дать знания детям — бесценно. Поэтому мы находимся в постоянном контакте с нашими стипендиатами. Нам звонят и пишут с совершенно различными вопросами методического, дидактического, а порой и психолого-педагогического характера. Конечно, мы помогаем, разбираем каждый случай. В зависимости от ситуации подключаем того или иного специалиста. Буквально неделю назад мне звонила стипендиат с вопросом касательно ученика младшей группы. Мы прорабатывали вопрос и подбирали оптимальные пути его решения в течение полутора часов! И несмотря на то, что таких учеников у нас более восьмисот, мы глубоко заинтересованы в каждом ребёнке, заинтересованы в том, чтобы поделиться с ним качественным развивающим продуктом и оказать квалифицированную помощь. Всё то, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, ради детей, ради социального благополучия общества.


— Как осуществляется взаимодействие с педагогами, ставшими стипендиатами программы?

— Все мы находимся в разных регионах, в разных городах. Наш контакт реализуется только в дистанционном формате, но вместе с этим является устойчиво-постоянным. Нам звонят и пишут по электронной почте. Мы открыты для диалога, для помощи, компромисса, обсуждений. Также со стипендиатами программы предусмотрены методические встречи на платформе ZOOM.


— Какие промежуточные результаты программы Вы бы выделили?

— На данном этапе, конечно, сложно говорить о каких-либо результатах, поскольку впереди еще полтора месяца занятий. Однако мы можем обозначить некоторые статистические показатели.
Занятия в рамках стипендиальной программы проводятся в трёх Федеральных округах: Северо-Западном, Северо-Кавказском и Центральном. 105 учителей-стипендиатов программы занимаются с более чем 800 учениками младшего и среднего школьного возраста. Также к занятиям некоторых групп присоединились и взрослые родственники учащихся. Если последние испытывают потребность в прохождении программы, то двери классов распахнуты и для них. Как я говорила ранее, конечно, мы встречаемся с определенными вопросами в ходе реализации программы, но, к радости, эти вопросы удается разрешить. И насколько нам известно из промежуточных отзывов, учителя и дети очень довольны как самими занятиями, так и пособиями, предоставленными для занятий.


— Расскажите об учебных пособиях, которые используют педагоги-кураторы на занятиях в рамках проекта. На развитие каких навыков у учеников они направлены и в чём их особенность?

— Пособия разработаны сотрудниками кафедры межкультурной коммуникации и МЦБиПО Герценовского университета.
Для реализации программы краткосрочного обучения детей мигрантов учителям в PDF-формате предоставлен комплект пособий «Хочу узнать Россию». В комплект входят учебные пособия по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России для младшего школьного возраста и для среднего школьного возраста в двух частях.
Разработанный комплекс учебных пособий предназначен для детей мигрантов, прибывших в Россию с родителями, не владея русским языком с раннего детства. В основу материалов положено обучение русскому языку на примере текстов различной тематики с лексикой, которая в первую очередь может понадобиться ребёнку в общении с русскоязычными детьми и взрослыми.
Цель пособий — помочь детям овладеть русским языком и быстрее освоиться в новой для них социокультурной и языковой среде. Каждое учебное пособие распределено на 60 занятий по тематическим блокам в соответствии с утвержденной программой занятий для детей младшего и среднего школьного возраста. Большинство упражнений выполнено в занимательной игровой форме.


— Какие из наиболее удачных практик, ранее осуществляемых Межвузовским центром билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена, были задействованы в проекте «Социокультурная адаптация детей мигрантов — 2021»?

— В 2018 и 2019 годах по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области МЦБиПО был реализован проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область». Данный проект берет свое начало в 2013-м году. С момента появления проекта Герценовский университет принимал в нём самое непосредственное участие: сотрудниками кафедры межкультурной коммуникации проводились семинары и были разработаны методические пособия для учителей, работающих с детьми мигрантов, а для самих учащихся-инофонов — уникальные развивающие материалы. Но именно в 2018 и 2019 годах Герценовский университет выступил не только разработчиком методического контента проекта, но в лице МЦБиПО — и исполнителем «Школы мигранта». Было много вопросов технического характера, но мы очень увлеклись процессом и были довольны как ходом всего проекта, так и его результатами. Нам удалось выстроить продуктивный диалог с заказчиком, чтобы создать и реализовать максимально качественный продукт. И действительно, благодаря слаженной работой заказчика и исполнителя проект получился логичным и красивым. На первом этапе мы проводили дистанционный мониторинг потребностей школ Ленинградской области. По результатам мониторинга, исходя из проблемных зон обучения детей мигрантов, мы формировали программу курсов для педагогов, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. Затем в течение недели педагоги проходили обучение на курсах на базе Герценовского университета. А после обучения педагоги, изъявившие желание применить полученные знания на практике, начали реализацию дополнительной программы по социокультурной адаптации детей на базе своей общеобразовательной организации с последующим получением заработной платы. Причем мы также предоставляли и развивающие материалы для детей, по одной книге на каждого учащегося! Проект был очень гармоничным и слаженным, и мы гордимся тем, что работали с таким заказом в 2018 и 2019 годах.
При разработке сегодняшнего проекта мы опирались на опыт «Школы мигранта», масштабируя его. Однако для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности в период пандемии мы перевели большую часть мероприятий в онлайн-формат. И в современных условиях он позволил нам охватить специалистов более пятнадцати регионов России! Программу повышения квалификации, которая предшествовала стипендиальной программе, прошли чуть менее полутора тысяч учителей!


— Каким Вы видите будущее проекта?
— Мы очень надеемся на то, что проект получит своё продолжение. Мы рады делиться своими знаниями: проводить программы повышения квалификации и семинары для специалистов, заинтересованных в данной тематике, разрабатывать развивающие материалы для детей мигрантов и помогать им в прохождении социально-культурной адаптации. Мы всегда открыты для сотрудничества, нам будет интересен опыт коллег из других регионов и возможные совместные исследования. Нам интересны все векторы проекта вкупе и каждый в частности. Мы готовы к диалогу, к трансформации проекта, к его укрупнению, вовлечению большего количества специалистов, в том числе и из других федеральных округов.
Данный проект, безусловно, ценен и актуален, и для нас является большой честью (и ответственностью) реализовывать столь масштабный социально-значимый проект!

Стипендиальная программа реализуется в рамках Гранта Министерства просвещения Российской Федерации на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности, с участием детей и молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», лот № 9 «Проведение обучающих мероприятий по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия»» (Соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от «15» июня 2021 г. № 073-15-2021-1055)

По материалам газеты «Педагогические вести»
 

Последнее изменение: 23 декабря 2021 г. в 7:28:14
Автор: Ходан Александра Маратовна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором