Собрание рабочей группы состоялось в рамках научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». Проект Концепции был подготовлен директором Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Елизаветой Александровной Хамраевой. Работа по рассмотрению Концепции была организована в два этапа.
14 декабря состоялось собрание рабочей группы, основной задачей которой стало уточнение и изменение текста проекта Концепции. В рабочей встрече принял участие ректор Герценовского университета Сергей Игоревич Богданов, делегация, возглавляемая первым заместителем министра образования и науки Республики Татарстан Ильсуром Гараевичем Хадиуллиным, а также представители Республики Саха (Якутия), Карачаево-Черкессии и Чувашии.
В ходе встречи затрагивались концептуальные и содержательные моменты Концепции. Выдвигались предложения по изменению структуры и логики ее наполнения, отмечались сильные и слабые стороны, предлагались возможные пути ее совершенствования. Так, на обсуждении остро стоял вопрос о необходимости и возможности рассмотрения преподавания родной литературы в рамках данной концепции. Было заявлено о необходимости создания системы общероссийского мониторинга состояния преподавания родных языков и о поиске путей его реализации, обсуждалась проблема создания универсальной Концепции в условиях неоднородной социолингвистической ситуации в регионах нашей страны.
Представители Республики Татарстан подготовили детальный анализ проекта Концепции. Они предложили дополнить структуру Концепции разделами, описывающими ресурсное обеспечение, процесс внедрения и предлагаемых моделей обучения, а также уточнить ожидаемые результаты. Эксперты также указывали на важность закрепления единого подхода в вопросах изучения родных языков и в вопросах обучения на родных языках народов России, предлагая планировать реализацию Концепции на федеральном уровне.
Директор ФГБНУ «Институт Национальных Школ РС (Я)», Светлана Степановна Семенова, поделилась практическим опытом организации преподавания родного языка в Республике Саха (Якутия). Заместитель заведующего Центром филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Ольга Макаровна Александрова предложила сузить расширенное проблемное поле концепции, актуализировать и выстроить иерархию и логику ее нормативно-правовой базы, составить сбалансированное описание роли родного и русского языка в предложенных моделях обучения.
По результатам встречи было решено доработать проект Концепции с учетом полученных замечаний и продолжить совместную работу по ее созданию.
На рабочей встрече также говорилось о необходимости накопления научной и социолингвистической базы в области преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Это невозможно без координации усилий образовательных учреждений регионов. В связи с чем 15 декабря прошла Деловая встреча научных институтов, созданных на базе филиалов (лабораторий) НИИ национальных школ Министерства просвещения, инициатором которой стал ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)». Помимо представителей республики Саха (Якутия) во встрече приняли участие директор Института развития национальных школ Республики Тыва Татьяна Александровна Эренчинова и эксперты Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена: директор Елизавета Александровна Хамраева и ведущий научный сотрудник Татьяна Александровна Шорина.
Основной целью встречи было установление партнерских связей, которые необходимы для переосмысления и развития научной парадигмы по методике преподавания родных языков, литературы, культуры народов России в контексте билингвального и поликультурного образования и для осуществления совместных научных проектов по реализации Концепции преподавания родных языков и литературы в общеобразовательных организациях РФ.
Информация Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена
Фото: Педагогические вести