ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. Герцена

11 октября в Правлении Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых состоялись общественные слушания на тему «Высшее образование без барьеров», организованное Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) РГПУ им. А.И. Герцена.

Открыл общественные слушания председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (СПб РО ВОС) Алексей Борисович Колосов: «Для нас большая честь быть принимающей стороной в сегодняшнем мероприятии, которое реализуется в рамках важного проекта, связанного с актуальной проблематикой доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Я убежден, что в этой сфере еще далеко не все доведено до совершенства, поэтому нам еще есть о чем поговорить». Алексей Борисович подчеркнул, что он очень благодарен Герценовскому университету и, в частности, Ресурсному учебно-методическому центру (РУМЦ) РГПУ им. А.И. Герцена в лице директора Виталия Зораховича Кантора и заместителя директора Александра Петровича Антропова за то, что в очередной раз эта тема поднимается на столь представительном уровне, и высказал уверенность в том, что сегодняшний продуктивный диалог непременно будет иметь продолжение. Также он выразил благодарность другим стратегическим партнерам СПб РО ВОС в области реабилитации инвалидов по зрению ― Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению», а также своим коллегам ― представителям Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих и каждому, кто решил принять участие в мероприятии.

С приветственным словом к участникам встречи обратился директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, директор института дефектологического образования и реабилитации Виталий Зорахович Кантор: «То, что мы сейчас обсуждаем вопросы инклюзии в высшей школе открыто и прямо и, более того, ставим перед собой конкретные задачи ― чрезвычайно важно. Но задачи надо не только ставить, но и решать. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня мы общими усилиями выявили имеющиеся болевые точки и нашли пути решения тех вопросов, которые обнаруживаются в этом процессе».

 

В ходе слушаний были затронуты актуальные проблемы общественно-государственного взаимодействия в сфере обеспечения доступности вузовского образования для молодых людей с инвалидностью. В частности, речь шла о трудностях довузовской подготовки лиц с ОВЗ и их адаптации в вузовском коллективе. Директор центра культурно-спортивной реабилитации СПб РО ВОС, инвалид по зрению Борис Александрович Спиваков затронул вопрос толерантности. В этой связи В.З. Кантор, согласившись с тем, что подлинно толерантное отношение к студентам-инвалидам не всегда присутствует в вузовской среде, высказал мнение о необходимости включения в образовательные программы специальных дисциплин, направленных на формирование у студентов адекватного отношения к лицам с инвалидностью. В свою очередь, и сотрудники вузов должны проходить повышение квалификации по вопросам работы с инвалидами: «В этом направлении мы уже ведем активную деятельность, РУМЦ осуществляет повышение квалификации педагогов, обучающих студентов с ОВЗ. Так, в прошлом году на базе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена свою квалификацию в этой сфере повысили 242 работника вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а с ноября нынешнего года мы планируем новый набор еще не менее 200 человек на бесплатное обучение на соответствующих курсах».

 

Руководитель организации «Незрячие специалисты» Нина Константиновна Балан осветила проблему, которая также касается многих студентов с инвалидностью, ― момент психологической адаптации к новым условиям, когда на начальном этапе требуется особое внимание и поддержка. Она вспомнила свой опыт получения высшего образования и отметила, что нынешним студентам приходится сложнее ― вероятно, это связано с недостаточной подготовленностью детей к обучению в вузе. «Я вижу проблему в домашнем воспитании. Семьи виноваты в «занянчивании» детей, а школы ― в развитии иждивенческого подхода в жизни, ― заметила Н.К. Балан. ― Чтобы добиться какого-то успеха, сам ребенок должен почувствовать себя взрослым и самостоятельным». Она отметила, что учебный процесс за последние годы сильно изменился: студенты должны многое уметь, но при этом они имеют больше возможностей и обладают доступом к современным техническим средствам. Продолжая тему адаптации учащихся, В.З. Кантор напомнил, что в РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена создан центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения, где оборудованы рабочие места в том числе для незрячих студентов; при этом Герценовский университет заинтересован в том, чтобы предоставлять их в пользование всем нуждающимся в технической поддержке студентам.

 

Участники общественных слушаний на своем примере показали, что при желании и должной поддержке близких каждый может добиться успехов в вузовском обучении и профессиональной самореализации. Так, член ВОС, инвалид по зрению Алексей Владимирович Фетисов поделился своим опытом получения высшего образования: «Я живой пример инклюзии, и свой путь от первоклассника до кандидата наук прошел инклюзивно ― в коллективах, где учатся и работают здоровые люди. Поэтому я могу с уверенностью говорить, что все реально, и это факт». Алексей Владимирович выдвинул три предложения относительно того, как сделать высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, он отметил необходимость включения в региональный перечень технических средств реабилитации портативных компьютеров и смартфонов. Также, по его мнению, важным является предоставление людям, уже имеющим высшее образование, но ставшим в дальнейшем нетрудоспособными вследствие инвалидности, возможности получить второе высшее образование на бюджетной основе. Кроме того, он указал на то, что необходима реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для людей с инвалидностью.

Директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Ольга Юрьевна Устинова, вновь обратившись к теме толерантности, высказала уверенность в том, что начинать воспитание толерантности у детей необходимо еще со школьной скамьи. Она рассказала о проектах и циклах мероприятий по развитию толерантности у детей и взрослых, реализуемых библиотекой и находящих широкий отклик у ее читателей.

 

В ходе мероприятия были затронуты и проблемы вузовского обучения лиц с нарушениями слуха. По мнению начальника отдела кадров и организационной работы Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих Юлии Сергеевны Хорошайловой, чаще всего люди с нарушениями слуха только в вузе впервые сталкиваются с необходимостью написания конспектов и самостоятельной работы с литературой. И не все оказываются к этому готовы, особенно на первых курсах обучения. Часто такие студенты просто не успевают записывать лекции, потому что при отсутствии сурдопереводчика им параллельно приходится и читать с губ, и вести запись, а многие термины им незнакомы. «На первых курсах глухим студентам очень нужна поддержка. Дальше становится легче, но в смешанных группах другие студенты не всегда их принимают сразу, ― отметила Юлия Сергеевна. ― А после получения диплома начинаются новые проблемы: ребята не знают, куда им идти дальше, потому что им сложно найти работу по специальности».

Одной из участниц слушаний стала главный специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Карина Фурмановна Ибашян. В своем выступлении она в контексте идеи преемственности среднего профессионального и высшего образования лиц с инвалидностью подробно рассказала о региональной системе среднего профессионального образования, представленной 48 учреждениями, в 10 из которых могут учиться лица с ОВЗ.

 

Своими мнениями по вопросам инклюзивного образования поделились и непосредственные участники процесса: студенты ― инвалиды по зрению и представители родительских общественных организаций. Незрячие и слабовидящие студенты вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказали о трудностях, с которыми они сталкиваются в ходе обучения, но подчеркнули, что все проблемы решаемы. Студент магистратуры Института дефектологического образования и реабилитации Герценовского университета Владимир Валерьевич Казанкин отметил, что зачастую у лиц с ограниченными возможностями здоровья возникает потребительское отношение к обществу, но они должны, несмотря на все сложности, стараться самостоятельно решать свои проблемы, не рассчитывая исключительно на поддержку извне. «Трудности есть у всех. Но если вы чего-то хотите достичь в высшем образовании, то обязательно это сделаете», ― заявила педагог-психолог Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Михайловна Ломакина, обучающаяся в настоящее время в магистратуре Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.

Подводя итоги общественных слушаний, Виталий Зорахович Кантор отметил, что необходимо выстроить своего рода образовательную вертикаль: от обучения лиц с ОВЗ в школе с эффективной профориентационной работой в ней, охватывающей в том числе семью как ресурс профориентации, через сопровождаемое обучение в вузе к успешному трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускника, которое включало бы в себя и информационно-просветительскую поддержку потенциального работодателя. При этом он указал на важность взаимодействия между системами среднего профессионального и высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. «Если мы выстроим такую вертикаль на основе межведомственного профессионально-общественного взаимодействия, то наша сегодняшняя дискуссия не останется просто разговором, и мы сможем дальше продуктивно работать над решением вопросов образовательной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ, на что нас и нацеливает государство», ― отметил Виталий Зорахович.

В течение всего мероприятия для партнеров Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ РГПУ им. А.И. Герцена велась видеотрансляция в режиме онлайн.

Текст и фото: Педагогические вести

Последнее изменение: 18 октября 2018 г. в 14:07:01
Автор: Мельник Наталья Ивановна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором