Конференция входит в План основных мероприятий по подготовке и проведению в 2019 году в Российской Федерации Международного года языков коренных народов Российской Федерации. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Институт развития родных языков народов Российской Федерации.
В работе конференции, которая прошла 12 и 13 декабря, приняли участие руководители сферы образования и науки, воспитатели, учителя, преподаватели, научные работники из более чем 50 субъектов РФ. Участники обсудили важнейшие вопросы, связанные с сохранением языков российских этносов: региональные практики управления этнокультурным образованием; освоение ребенком родного языка в условиях двуязычия; лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России; научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России.
В рамках мероприятия состоялись пленарное заседание, круглый стол, заседания четырёх секций, мастер-классы практикующих педагогов и презентация цифровых образовательных ресурсов.
На открытии конференции с приветствиями к участникам обратились член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валерий Петрович Марков, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей Ильдар Ирекович Гильмутдинов и заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина.
На пленарном заседании выступили: Людмила Васильевна Дудова, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки; Андрей Александрович Кибрик, директор Института языкознания РАН, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Лариса Ивановна Маршева, директор Института развития родных языков народов Российской Федерации; Светлана Степановна Семенова, директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».
На секции «Научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России» выступила заместитель директора института народов Севера, заведующая кафедрой алтайских языков, фольклора и литературы Татьяна Станиславовна Назмутдинова, осветив проблемы содержания учебного предмета «Родная литература» в общеобразовательных организациях, находящихся в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
На секции «Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России» прозвучал совместный доклад Надежды Яковлевны Булатовой, доцента кафедры алтайских языков, фольклора и литературы, и Марины Дмитриевны Люблинской, доцента кафедры уральских языков, фольклора и литературы института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. Выступление было посвящено формированию лингвистических компетенций учителя.
Доцент кафедры этнокультурологии, заместитель директора института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Софья Александровна Унру выступила на круглом столе, где рассматривались предложения по механизмам реализации утвержденной «Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации». Концепция представляет собой систему государственных подходов к решению основных проблем преподавания родных языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В опубликованном тексте документа обозначены кадровые проблемы, в том числе необходимость глубокого системного анализа подготовки кадров на основе мониторинга деятельности выпускающих кафедр по родному языку и родной литературе в организациях высшего образования, вопросы уровня профессиональной подготовки учителей родного языка в соответствии с запросами современной школы, функционирования системы государственной системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, механизмы выявления реальной потребности субъектов РФ в учителях с двойной квалификацией в рамках пятилетнего бакалавриата/специалитета. Предложения института народов Севера были созвучны указанным в Концепции направлениям развития языкового образования и касались таких вопросов, как целевое обучение представителей коренных малочисленных народов Севера, разработка образовательных программ двухпрофильного бакалавриата, подготовка учителей кочевых школ, трудоустройство выпускников, развитие учебно-методической базы, в том числе с использованием электронных ресурсов, по культуре, языкам, фольклору и литературе коренных малочисленных народов Севера, развитие научно-исследовательской и экспертной деятельности, развитие кадрового потенциала преподавателей родных языков в высшей школе. Достижения института народов Севера Герценовского университета в указанных сферах вызвали живой интерес участников круглого стола. Представители Министерства Просвещения и Института развития родных языков народов Российской Федерации выразили готовность поддержать институт народов Севера во всех инициативах и начинаниях
.
Информация предоставлена институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена