Актуальность темы конференции обусловлена широким спектром педагогических и методических проблем, связанных с поиском оптимальных решений в приобщении школьников к классической литературе. Участники обсуждения попытались обрисовать роль контента классической литературы в современном школьном образовании, а также выявить место классики в поле читательских ориентаций педагогов и школьников. Модератором заседания в Колонном зале выступила профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Татьяна Гелиевна Галактионова.
Событие началось с нестандартного формата — академического баттла «О судьбах классической литературы», — который открыла заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО Елена Ивановна Казакова. В своем выступлении она акцентировала внимание на репродуктивность имеющихся учебников и методов преподавания литературы в школе. «Литература, включенная в «золотой канон», писалась не для детей, и в силу нарастания инфантильности не может быть понята. Ее упрощение равносильно уничтожению. Необходимо построить уроки классической литературы как приглашение к чтению, а не обсуждение прочитанного, поскольку объемы текстов превышают реальные возможности чтения и осмысления; темпы изучения не допускают глубины. Дети должны читать глубоко, учиться писать о прочитанном, а не имитировать чтение, не подходить к урокам формально», — отметила Елена Ивановна. Ее оппонент — директор Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН Валентин Вадимович Головин — добавил, что неверно толковать тексты классиков только через призму нравственного воспитания, важно заниматься со школьниками академической наукой, рассказывать о приемах, которые используют писатели, и не принижать способности ученика к адекватному восприятию литературных произведений.
Дискуссия продолжилась в рамках общения с известными писателями Гузель Яхиной и Янушем Вишневским. Авторы поделились своим опытом чтения классической литературы, рассказали о ее влиянии на их творчество, о своем отношении к литературной критике. «Когда ты пишешь собственные тексты, очень боишься влияния других авторов. Поэтому я стараюсь ничего не читать во время создания своих романов, хотя люблю и Гоголя, и Достоевского, и Булгакова, и Солженицына. Если не получается найти решение какого-то отрывка, я обращаюсь к другому виду искусства — кино, — пересматриваю «Андрея Рублева» Тарковского или «Фауста» Сокурова», — прокомментировала Гузель Яхина, отвечая на вопросы модератора интервью, профессора кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена Марии Александровны Черняк.
О digital-проектах, реализуемых Государственным музеем Л.Н. Толстого, рассказала журналист Фекла Толстая. Она обратила внимание аудитории на потенциал интерактивных форматов в изучении классической литературы.
Во второй половине дня состоялась работа секций, которые были посвящены методическим особенностям подходов к изучению языков классики и современной литературы, опыту чтения классики в контексте понимания себя, влиянию классики на культурный конфликт поколений, соотношению целей современного образования и содержания классической литературы. Одна из секций стала молодежной — в ней приняли участие выпускники программы «Литературное творчество» образовательных центров «Сириус» и «Интеллект».
Завершилась конференция презентацией сборника «100 проектов про чтение — 2018» (грант Президента РФ на развитие гражданского общества), награждением победителей Всероссийского конкурса «Школа волонтеров чтения» и авторов лучших работ мастер-классов по графическому дизайну «Культура и искусство в классическом университете».
В событии приняли участие учителя и старшеклассники, студенты и преподаватели высшей школы, а также библиотекари, ученые, издатели, руководители театральных студий, литераторы и представители СМИ.
Текст и фото: Педагогические вести