15 октября Комитет по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга совместно с Советом по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, при участии представителей образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена и других участников провел круглый стол на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования: методология, практика, перспективы».
В задачи круглого стола входил анализ, осмысление современного пространства, проблем и перспектив внедрения инклюзивного высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющих расстройства аутистического спектра.
В работе круглого стола приняло участие более 60 специалистов, занимающихся вопросами организации образования и практическими аспектами, касающимися непосредственного осуществления образовательной деятельности на различных ступениях образования.
В мероприятии участвовали представители региональной партнерской сети РГПУ им. А.И. Герцена по линии деятельности РУМЦ: сотрудники Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы и других.
Открыла работу Круглого стола заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Анна Олеговна Степанова, рассказавшая о состоянии высшего инклюзивного образования в Санкт-Петербурге и о перспективах развития инклюзивных процессов в вузах.
Проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор в своем выступлении дал характеристику современному пространству инклюзивного высшего образования, представил деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) РГПУ им. А.И. Герцена в контексте решения проблем учебно-методического обеспечения инклюзивного высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющих расстройства аутистического спектра.
Доцент кафедры психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Роман Викторович Демьянчук в своем выступлении отметил принципиальное отличие подходов к обучающимся при интегрированном и инклюзивном образовании, осветил роль профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, показал значение личности педагога при инклюзивном образовании и проблемы формирования инклюзивной культуры в вузовском сообществе.
В ходе свободной дискуссии обсуждались проблемы и перспективы подготовки кадров для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, были высказаны предложения по вопросам включения совместных мероприятий в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при ими получении профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Выступающие затронули вопросы использования традиционных методов и прикладного поведенческого анализа; был представлен опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в университете ИТМО.
В завершение мероприятия заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.О. Степанова подвела итоги и отметила большое значение обсуждаемых проблем.
Информация предоставлена институтом дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена,
фото: Педагогические вести