В Герценовском университете накануне 2022 года в онлайн-формате состоялся круглый стол, который собрал ведущих специалистов нашей страны, занимающихся вопросами развития образования в области родных языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Встреча ученых была посвящена результатам исследования, выполненного в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Проведение исследований содержания и методик преподавания родных языков, содержания и методик проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». В нем приняли участие сотрудники четырех учебно-научных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена: института экономики и управления, института психологии, института детства и института народов Севера, а также более 40 представителей государственных, общественных и иных организаций различных субъектов РФ, в т.ч. Санкт-Петербурга, Москвы, Нижегородской Ленинградской, Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия, Камчатского и Красноярского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Во вступительном слове руководитель исследования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Лариса Александровна Цветкова отметила, что проект продолжает тему прошлого, 2020-го, года, посвященную исследованию факторов здоровья, благополучия и качества жизни детей и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также подчеркнула значимость проведения подобных исследований и важность учета полученных данных при реализации региональной политики российского государства.
Выступление доктора педагогических наук заведующего кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента Сергея Юрьевича Трапицына было посвящено оценке потребности представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в изучении родных языков и культуры.
Научные сотрудники института психологии РГПУ им. А. И. Герцена — кандидат психологических наук старший научный сотрудник Наталья Александровна Антонова и кандидат психологических наук научный сотрудник Ксения Юрьевна Ерицян — представили результаты качественно-количественного исследования языковой социализации молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проведенного на территории 8 субъектов РФ.
В докладе доктора педагогических наук заведующей кафедрой начального естественно-математического образования Ольги Александровны Граничиной и кандидата физико-математических наук доцента кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Марины Владиславовны Жаровой основное внимание было уделено качеству преподавания коренных языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — одному из ключевых факторов их сохранения и развития.
Проблемы и перспективы общего образования в области родных языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ были рассмотрены в докладе кандидата педагогических наук доцента кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Елены Николаевны Агаповой и кандидата филологических наук профессора кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Татьяны Станиславовны Назмутдиновой.
Участники круглого стола отметили актуальность исследования, а также качество и «честность» полученных результатов, обсудили конкретные проблемы, связанные с изучением родных языков, а также подходы и меры, способствующие их сохранению.
Руководитель проекта Л. А. Цветкова поблагодарила всех региональных координаторов исследования и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество региональных специалистов и Герценовского университета по вопросам образования и сохранения языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Результаты проекта будут обобщены и представлены в виде рекомендаций по научно-методическому обеспечению и модернизации образования, а также инфографических и аналитических материалов в монографии по теме исследования.