ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. Герцена

Валерий Монахов: Проблема эмоционального и профессионального выгорания помолодела

Два дня – 15 и 21 ноября – в Герценовском университете будут обсуждать вопросы профессионального долголетия педагогов в рамках Всероссийского конкурса EduProfLife'2020.

15 ноября для преподавателей и студентов пройдут онлайн тренинги: «Профессиональное долголетие современного педагога», «Профилактика эмоционального выгорания работников педагогических профессий», «Личный бренд в педагогической профессии».

21 ноября в 11.00 на платформе Zoom начнётся Всероссийская конференция с международным участием «Инновационные образовательные технологии в интересах устойчивого развития общества».

О проблемах обеспечения профессионального долголетия рассказал заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена кандидат исторических наук, доцент Валерий Монахов.

Валерий Михайлович, как Вы считаете, есть ли у профессии учителя возраст, до которого следует работать?

— В любой профессии есть возраст, по достижении которого следует задуматься о том, а в состоянии ли я продолжать заниматься этим дальше. Хочу ли я этого? При этом следует помнить о таком понятии, как гетерохронность. Применительно к ситуации, о которой мы говорим, речь идет о том, что реальный возраст человека не может определяться лишь числом прожитых лет. Люди, родившиеся в один и тот же год, по прошествии времени могут де-факто оказаться в разных возрастных диапазонах. Поэтому проблема сохранения творческого и профессионального долголетия является важной и актуальной для современного общества, сталкивающегося с феноменом «старения» трудоспособного населения. Задача развития человеческих ресурсов, как фактора обеспечения экономического и социального благополучия, не в последнюю очередь зависит и от возможности продлить творческое и профессиональное долголетие граждан.

На ваш взгляд, эмоциональное выгорание может произойти только у педагога с большим стажем? Молодым такая проблема не грозит?

— Актуальность проблемы обеспечения профессионального долголетия связана с изменением природы того мира, в который помещен человек.  Происходит стремительное ускорение темпов жизни, все чаще меняются технологические уклады, в связи с экспансией цифровизации многие прежние профессии либо исчезают вовсе, либо меняются до такой степени, что от занятых ими людей требуется весьма существенное обновление профессиональных навыков и компетенций, при этом важнейшей из них становится адаптивность и способность сохранять психологическую устойчивость в ситуации все нарастающей психологической неопределенности.

В том то и дело, что проблема эмоционального и профессионального выгорания помолодела. Стрессовые нагрузки на современного человека растут. Условия выживания всё усложняются. Поэтому уже программа обучения студентов в вузе на этапе подготовки к профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную и продуманную систему мероприятий, обеспечивающих повышение стрессоустойчивости, готовности к работе в условиях возрастающей неопределенности и способности к восприятию и формированию новых парадигмальных установок в профессиональной деятельности.

Насколько серьёзна проблема, кому это больше вредит: самому педагогу или ученику?

— Эмоциональное и профессиональное выгорание ведет к существенному снижению эффективности профессиональной деятельности педагога, к сокращению возможностей реального коммуникативного взаимодействия учителя и ученика, а в результате страдают все участника этого процесса.

Вам приходилось сталкиваться с таким явлением среди Ваших коллег? Возможно, Вы ощутили это на себе? Как Вы или коллеги справлялись?

— Думаю, что кризисные эмоционально-психологические моменты в профессиональной деятельности в той или иной степени время от времени ощущает каждый человек. Важно понимать естественный и неизбежный характер наступления таких состояний. Необходимо осознавать, что мир, в котором мы живем – это сложная динамическая система, пребывающая в безостановочном движении. После каждого жизненного кризиса и остановки человек сможет успешно вернуться в мир, в том числе и в обновленный мир профессиональной деятельности, если будет опираться на такие ресурсы, как интерес к его познанию, на любознательность и развитые и устойчивые навыки творческой деятельности. После хвори и вынужденной изоляции, когда мы снова оказываемся в знакомых, казалось бы, нам местах, мы вдруг обнаруживаем много интересного и даже увлекательного, вновь обретаем способность удивляться и замечаем то, что не было очевидно прежде. А это и есть залог нового творческого подъема. Жизнь циклична.

Почему именно Герценовский университет проводит Ярмарку педагогического мастерства на такую тему «Профессиональное долголетие современного педагога»?

— Думаю, что это обосновано и понятно. Наш университет активно участвует в реализации поддерживаемых ЮНЕСКО программ «Образование на протяжении всей жизни (Lifelonglearning)». Разрабатываемые и реализуемые в РГПУ им. А. И. Герцена дополнительные образовательные программы, программы повышения квалификации и летние школы (в том числе с международным участием) стали важным инструментов решения задачи обеспечения профессионального долголетия современного педагога. Осуществляемые и вновь разрабатываемые в РГПУ основные образовательные программы, а также программы подготовки специалистов высшей квалификации, многие исследовательские проекты вносят свой вклад в решение задач непрерывного образования, понимаемого как процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни.

Последнее изменение: 13 ноября 2020 г. в 19:42:54
Автор: Кузьмина Лариса Олеговна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором