Участников заседания приветствовал ректор РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Игоревич Богданов: «Для Герценовского университета большая честь принимать у себя членов Координационного совета и Федерального учебно-методического объединения в области высшего образования, которые общими усилиями уже многого добились. Со своей стороны, мы создадим все условия для того, чтобы наша совместная работа сегодня и в последующие дни была продуктивной».
Открывая мероприятие, председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», вице-президент РАО, первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена Владимир Валентинович Лаптев передал пожелания успеха участникам от президента РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой. Владимир Валентинович отметил, что сегодня достигнут важный внутренний консенсус между Министерством образования и науки РФ, Рособрнадзором и Российской академией образования относительно стратегии достижения целей и решения задач, которые стоят перед системой образования.
В работе заседания приняла участие заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Викторовна Мануйлова. Она подчеркнула, что без педагогического образования невозможно ни реформировать общее образование, ни повысить уровень системы высшего образования в целом. «В ближайшее время будут утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты 3++. Параллельно с этим идёт разработка примерных основных образовательных программ. Основную роль в этом процессе следует отвести ФУМО ВО и Координационному совету», — добавила Ирина Викторовна.
Участники заседания обсудили содержание педагогического образования в рамках введения нового образовательного стандарта. В своём докладе «Обновление содержания педагогического образования как актуальная проблема его модернизации» Владимир Валентинович Лаптев затронул такие проблемы, как усиление мировоззренческой функции педагогического образования, наполнение содержанием дисциплин и модулей, разработка моделей интеграции методического, психолого-педагогического знания, создание новых учебно-методических комплексов подготовки кадров для сферы образования, разработка научно-обоснованных решений по изменению организационных моделей подготовки педагогических кадров в уровневом высшем образовании.
Председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», член-корреспондент РАО Елена Ивановна Казакова посвятила свое выступление проблеме реализации модульного подхода в образовательных программах подготовки педагогов и подробно остановилась на специфике и примерах модульного проектирования образовательного процесса.
Декан факультета психологии МГУ, действительный член и вице-президент РАО Юрий Петрович Зинченко заострил внимание участников заседания на проблемах психологической подготовки педагогических кадров, формирования психологической компетентности педагогов-практиков, содержания психолого-педагогического модуля, необходимости создания новых учебников по психологии.
Доклад «Результаты исследовательского проекта уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики как ориентир обновления содержания программ подготовки педагогов» представила заместитель председателя ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», директор Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Светлана Анатольевна Писарева: «Результаты апробации проекта должны учитываться при разработке программ подготовки педагогических кадров. Мы можем рассматривать профессиональные задачи как инструмент формирования и оценки компетенций».
Директор института инновационного и инклюзивного образования Омского государственного педагогического университета, член-корреспондент РАО Надежда Викторовна Чекалева в своем докладе «Интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих педагогов в ФГОС 3++» отметила, что выпускникам педагогических вузов приходится работать в ситуации неопределенности, поэтому необходимо учить их принимать решения. «Подготовка педагогов должна носить интегрированный характер, объединять в себе не только знания о предмете преподавания, но и методику, организаторские навыки, знания в области педагогики. Лучше всего профессиональные навыки отрабатываются на практике, поэтому к вопросу организации педагогической практики необходимо подходить более ответственно», — сказала Надежда Викторовна.
Итоги заседания подвела председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», член-корреспондент РАО Елена Ивановна Казакова. Елена Ивановна обозначила проблемы и те необходимые усилия, которые сегодня следует предпринять в разработке и экспертизе современных учебно-методических комплексов, интеграции методического и психолого-педагогического содержания модулей, организации новых форматов практик, формировании исследовательской компетенции студентов.
Творческим подарком для участников заседания в Мариинском зале РГПУ им. А.И. Герцена стало выступление оркестра «Русская роговая капелла» во главе с Сергеем Песчанским.
Текст и фото: Педагогические вести