Решением Президиума Российской академии образования от 09.07.2020 года заведующему кафедрой теории и истории культуры Института философии человека, доктору философских наук, профессору Илье Докучаеву присвоено почетное ученое звание «Профессор РАО» по отделению Общего среднего образования.
Илья Игоревич окончил РГПУ им. А. И. Герцена в 1993 году по специальности «Русский язык и литература». С тех пор его профессиональная жизнь прочно связана с нашим университетом.
Педагог и ученый, Илья Игоревич уверен, что самое главное качество ученого — любовь к знаниям, а учителя — любовь к своим ученикам. А самому педагогу приходится учиться на протяжении всей своей жизни.
Доктор философских наук, профессор Илья Докучаев – о профессиональном пути учителя, о планах на будущее и о том, какую ответственность накладывает новое звание.
Ваша профессиональная жизнь как-то изменится после получения этого звания?
С одной стороны, не звание красит ученого, а наоборот. Но с другой стороны, звание ко многому обязывает, особенно когда оно связано с такой важной для современной России организации, какой является Российская Академия Образования. Эта Академия представляет собой координирующий центр всей методической работы со школой в нашей стране, а школа — важнейший социокультурный институт, благодаря которому не просто подрастающее поколение приобщается к социальным нормам и культурным ценностям, но и сами эти нормы и ценности сохраняются и транслируются в историческом времени. В связи с этим я постараюсь стать еще более требовательным к себе и своей работе.
Профессиональный путь преподавателя – это учение. Причем не только и не столько обучение учеников, сколько самообразование. Это сложный путь?
Полностью согласен с тем, что учиться ученому и преподавателю приходится всю жизнь. Но если жизнь и работа — это одно и то же, путь этот не труден. Это не столько и не только работа, сколько жизнь и удовольствие. Трудно бывает в начале пути, но потом, когда ты научился идти, если это твой путь, то ничего кроме радости не испытываешь, даже от усталости. Главное не ошибиться вначале и не свернуть потом раньше времени.
Куда дальше ведет профессиональный путь? Какие планы и что будет в будущем?
Звание Профессора РАО предполагает сотрудничество с Академией. Мои планы связаны с двумя проектами, которые сегодня реализуются в Отделении общего среднего образования. Первый — это создание при Президиуме РАО Проблемного совета по изучению возможностей использования дополненной и виртуальной реальности в учебном процессе. Этот совет создан по инициативе и под руководством Члена-корреспондента РАО Кирилла Сергеевича Голохваста. В его совете я буду исполнять обязанности ученого секретаря. Еще один проект — это культурологическая экспертиза учебников по школьным предметам социального и гуманитарного профиля. Он поддержан академиком-секретарем Отделения общего среднего образования РАО Борисом Анатольевичем Каревым и академиком РАО Станиславом Петровичем Ломовым. Предполагается создание методики выявления ценностных моделей, лежащих в основании изложения того или иного материала. Это близкая мне тема культурологического характера, и это очень важно для того, чтобы правильно организовать процесс воспитания, корректно подойти к ряду таких проблем, как формирование мировоззрения школьников, его ценностей, патриотизма.
На Ваш взгляд, какое самое главное качество для преподавателя?
Самое главное качество ученого — любовь к знаниям, а учителя — любовь к своим ученикам. А любовь — это не просто принятие любимого как раз и навсегда готовое явление, а скорее желание сделать для любимого что-то такое, чтобы ему было хорошо, и чтобы он стал лучше. И чтобы совершить это действие, необходимо иметь идеал такого блага, а в учительстве важно еще и понять идеал другого человека, важно общение между учителем и учеником, умение найти общий язык. Важно не утратить свой идеал, но и не навязать его другому.
Поздравляем Илью Игоревича с присвоением почетного звания!