«Русский язык и интернет: кто кого?» Лекцию с таким интригующим названием прочел учащимся 10–11 классов школы № 564 Адмиралтейского района профессор филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, заведующий кафедрой русского языка Валерий Ефремов.
Лекция состоялась в рамках просветительской акции «Поделись своим знанием», которую с 1 по 9 сентября по всей стране проводит Российское общество «Знание». Её цель – передать молодёжи достоверные знания как одну из главных ценностей современного общества.
Валерий Анатольевич не случайно решил посвятить лекцию такому явлению, как взаимодействие русского языка и Интернета. Говоря об актуальности темы, он отметил: «Большинство современных детей проживает большую часть жизни в Интернете. Для меня как исследователя этот вопрос интересен, поскольку то, что мы видим, и то, что мы делаем в Интернете, на сегодняшний день недостаточно изучено. Очень часто можно услышать, что Интернет — это место гибели языка, а те явления, которые в нем встречаются, невероятно портят язык. Я же хочу рассказать о том, что Интернет открывает новые возможности: в Сети отрабатываются те механизмы, которые потом, возможно, будут широко использоваться и в литературном языке».
Юные слушатели узнали о том, какое влияние интернет-технологии оказывают на язык, какое место занимает русский язык в интернет-пространстве, а также о том, почему важно развивать эрудицию, несмотря на возможность в любой момент отыскать нужный факт в «Википедии». Валерий Анатольевич объяснил, почему речь, при помощи которой осуществляется общение в Интернете, нельзя однозначно отнести ни к письменной, ни к устной: «Язык существует в двух плоскостях — устной и письменной. А в Интернете получается некий гибрид, которого никогда раньше не существовало. В Сети мы не пишем и не говорим, получается некое среднее явление — текстинг, и это чрезвычайно интересно с точки зрения языка». Профессор рассказал о таких инструментах виртуального пространства, как эмодзи и мемы, а также затронул столь важный вопрос, как этика сетевого общения.
Завершая своё выступление, лектор сделал вывод: под влиянием Интернета язык не портится, а меняется. Также он посоветовал книги для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с данной темой.
Лекция вызвала живой интерес у школьников. Ребята слушали с большим вниманием, а в конце задали интересующие их вопросы.
После окончания встречи ученик 11 «Б» класса Владимир Егоров поделился впечатлениями: «Лекция была интересная. Я узнал много интересных фактов, например, то, каким образом могут использоваться эмодзи. Всё-таки интернет-язык — это что-то необычное».
Ученик 11 «А» класса Александр Елагин добавил: «Для меня особо интересной была часть лекции об образовании словесных конструкций как способе самовыражения; кроме того, я узнал новые факты о мемах. В целом было очень информативно, и я хотел бы лучше изучить тему взаимодействия Интернета и языка».
При поддержке управления научных исследований РГПУ им. А. И. Герцена в акции «Поделись своим знанием» также приняли участие и другие преподаватели университета, которые выступили с лекциями перед петербургскими школьниками.
Текст и фото: «Педагогические вести»