На Форуме обсуждались вопросы развития Арктической зоны РФ, в частности, развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, энергоснабжение, геологоразведка, экологическое развитие полярного региона, международное сотрудничество, обеспечение безопасности в Арктике, приоритетные проекты научно-технологического развития в сфере арктической медицины и экологии человека на Севере, пути повышения качества жизни в Арктике. В числе прочих, участники Форума обсуждали вопросы образования, кадрового обеспечения и проблемы коренных народов Арктики.
В рамках Форума в институте народов Севера был организован круглый стол «Языки и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: вектор сохранения и развития», соорганизаторами которого выступили Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Цель круглого стола — обсуждение актуальных проблем развития образовательной среды научных исследований и культурно-творческой деятельности для подготовки предложений по совершенствованию нормативной базы в системе образования, обеспечивающих сохранение и развитие родных языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом их состояния и перспектив развития в современной социокультурной ситуации в связи с подготовкой и проведением в 2019 году Международного года языков коренных народов.
В рамках круглого стола состоялась выставка учебно-методической литературы на языках коренных малочисленных народов Таймыра (ТМКУ «Информационный методический центр» г. Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края).
На заседаниях обсуждались следующие вопросы: роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, современные тенденции развития языковой ситуации в северных регионах, проблемы развития литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, меры по поддержке языковой и культурной идентичности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, этнопедагогика народов Севера.
В рамках обсуждения были заслушаны доклады. Старший научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)) Фаина Матвеевна Леханова рассказала о системно-деятельностном подходе в обучении эвенкийскому языку в начальной школе. Валентина Романовна Дедык, доцент кафедры языков, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера Камчатского института развития образования (п.г.т. Палана, Камчатский край) представила доклад «Роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Марина Васильевна Крайнова, учитель истории Шелтозерской средней общеобразовательной школы (г. Петрозаводск, Республика Карелия), выступила с сообщением «Краеведение как одно из эффективных средств изучения вепсского языка».
Делегацию студентов и преподавателей института народов Севера Герценовского университета возглавил директор института Игорь Леонтьевич Набок.
По результатам заседания круглого стола были подготовлены предложения и рекомендации по изучению и развитию языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Информация предоставлена институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена