В рамках проекта «Золотые имена психологии в РГПУ им. А. И. Герцена», посвященном 225-летию университета, 6 апреля в Дискуссионном зале РГПУ им. А. И. Герцена состоялся круглый стол «Сергей Леонидович Рубинштейн и РГПУ им. А. И. Герцена», подготовленный кафедрой психологии человека. Во встрече как очно, так и дистанционно приняли участие сотрудники кафедры, преподаватели других подразделений вуза, студенты института психологии, а также коллеги из Москвы, Новосибирска и Перми. Всего участвовало 92 человека.
Круглый стол открыла директор института психологии РГПУ им. А. И. Герцена Светлана Котова. Светлана Аркадьевна отметила вклад С. Л. Рубинштейна в развитие герценовской науки и значение жизни и творчества выдающегося ученого для современных психологов, сотрудников института психологии и студентов, а также всего психологического сообщества.
Доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена Галина Семенова, опираясь на документальные материалы университетского музея, рассказала о жизни и деятельности С. Л. Рубинштейна в «герценовский» период творчества. Сергей Леонидович 12 лет (1930−1942) руководил кафедрой психологии в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В этот сложный период отечественной и мировой истории он проявил себя как большой ученый, видный организатор науки и талантливый педагог. В годы его руководства кафедрой психологии шло развитие основных принципов психологии, велась разработка методологических и методических проблем общей, экспериментальной, педагогической психологии, а также психологии личности.
Большой интерес и отклик слушателей вызвал рассказ Дианы Богоявленской, заслуженного профессора МГУ, председателя московского отделения Российского психологического общества, руководителя «Центра междисциплинарных исследований творчества и одаренности» ПИ РАО, поделившейся своими воспоминаниями о студенческих годах своей жизни, о С. Л. Рубинштейне и его роли в определении профессионального пути и исследовательской проблематики.
Заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена Елена Коржова подчеркнула, что к «герценовскому» периоду жизни и творчества С. Л. Рубинштейна относится начало разработки психологии личности как субъекта жизненного пути. Идеи С. Л. Рубинштейна получили здесь дальнейшее развитие и явились фундаментом становления современной научной школы «Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности». Психология жизненного пути стала темой научно-исследовательской работы кафедры и разрабатывается в научных исследованиях аспирантов и студентов.
Профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета Наталья Большунова всесторонне раскрыла образ человека в трудах С. Л. Рубинштейна, который поместил этическое измерение в центр своей концепции человека и связал с философским понятием онтологии как учения о бытии, о сущем. Также была рассмотрена этико-центрированная антропологическая концепция человека в работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир».
В выступлении Елены Веселовой, профессора кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена, была показана актуальность понимания становления и проявления нравственности в трудах С. Л. Рубинштейна для ответов на вызовы современности. Ученый восстановил философскую психологию в историческом ряду традиционных отечественных психологических идей и своей онтологической концепций человека заложил основы психологии нравственности. Предложенный С. Л. Рубинштейном путь постижения «человеческого в человеке» дает возможность не только отстоять сущностное в человеке, но и очертить границы, вторжение за которые нарушает целостность личности.
Участники круглого стола подчеркнули глубину и прогностическую ценность теоретико-методологического подхода С. Л. Рубинштейна. Научная встреча продемонстрировала высокую заинтересованность профессионалов-психологов и студентов в формах работы, которые способствуют осмыслению творческого и человеческого наследия РГПУ им. А. И. Герцена.
Текст: институт психологии РГПУ им. А. И. Герцена, фото: «Педагогические вести»