Мероприятие состоялось в рамках проекта «Применение лучших практик и создание потенциала в Арктическом образовании» (Applying best practices and building capacity in Arctic Education). Цель семинара ― обмен опытом в области развития исследовательской и образовательной деятельности, направленной на сохранение языков и культур коренных народов.
Пленарное заседание открыл директор института народов Севера Игорь Леонтьевич Набок, который подчеркнул важность международного сотрудничества и обмена опытом по вопросам преподавания исчезающих языков, а также рассказал о новых поправках в законодательство Российской Федерации, касающееся преподавания родных языков, и планируемых мероприятиях в рамках грядущего Года родных языков.
Гости из Финляндии рассказали о результатах своих проектов в области возрождения саамского языка. Мика Аромяки, координатор международной работы Центра образования саамского региона, представил проект «Применение лучших практик и создание потенциала в Арктическом образовании». Анника Пасанен, руководитель работы языковых гнёзд Саамского парламента Финляндии, поделилась с присутствующими методикой языковых гнезд и рассказала об истории возникновения и реализации этого проекта в Финляндии и в России в своем докладе «Языковое гнездо в контексте возрождения саамских языков в Финляндии». Людмила Борисовна Гашилова, заведующая кафедрой палеоазиатских языков, фольклора и литературы института народов Севера, прокомментировала доклад Анники, рассказав о попытках применения данной практики на Таймыре, на Сахалине и в других регионах России. Большой интерес участников семинара вызвало сообщение преподавателя северосаамского языка Центра образования саамского региона Эллен Паутамо, посвященное практике дистанционного обучения саамскому языку. В своей презентации Эллен представила образовательные инновации как инструмент оживления языков, подробно изложила методики и инструменты дистанционной преподавательской работы. Доклад вызвал множество комментариев и вопросов. Александр Александрович Петров, профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы, рассказал об опыте Якутии в сфере дистанционного образования и создания электронных словарей и разговорников. Центр образования саамского региона на семинаре также представляла координатор проектов Вирпи Яяскё, которая в своём поэтичном докладе «Язык сердца и рук» описала взаимодействие языка и традиционных промыслов.
Преподаватели института народов Севера поделились с финскими коллегами накопленным в России опытом в деле преподавания родных языков и сохранения культуры коренных малочисленных народов. Зоя Степановна Рябчикова, доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы, подняла горячо обсуждаемый на Севере вопрос внедрения новой графики хантыйского языка в докладе «Детская литература и учебные пособия для дошкольников в свете новой хантыйской орфографии». Профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы Александр Александрович Петров представил анализ современной ситуации в исследованиях и преподавании тунгусо-маньчжурских языков. Деятельность культурно-просветительных учреждений по сохранению языков и культур коренных народов Севера в контексте постсоветских трансформаций описала Татьяна Диомидовна Булгакова, профессор кафедры этнокультурологии. Острые вопросы исчезновения родных языков подняла в своем докладе «Символы традиционной культуры хакасов ― возрождение и трансформация» Юлия Георгиевна Кустова доцент кафедры этнокультурологии.
Первый день семинара завершило яркое выступление фольклорного театра-студии «Северное сияние» под руководством доцента кафедры этнокультурологии, заслуженного работника культуры РФ Ирины Станиславовны Давыдовой.
Продолжение семинара состоялось на площадках, где обсуждались вопросы дошкольного и школьного образования в ревитализации языков северных народов, методики дистанционного обучения. Дискуссии участников семинара касались современных проблем преемственности обучения родному языку дошкольного и начального образования, поиска путей, обеспечивающих возможность формирования профессионального роста учителя родного языка, особенностей применения современных образовательных технологий в дошкольном и школьном обучении родному языку, разработки современных программ повышения квалификации для учителей родных языков в системе непрерывного профессионального образования, разработки и издания учебно-методических пособий по языкам коренных малочисленных народов Севера и Арктики и их применения в дошкольном и школьном обучении, необходимости развития дистанционных форм обучения и особенностей внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс в регионах Севера.
На отдельной площадке в кабинете декоративно-прикладного искусства института народов Севера гостям была представлена традиционная культура и искусство коренных малочисленных народов Севера, воплощенная в изделиях, выполненных студентами института. Участники семинара обсудили проблемы сохранения и освоения традиционной художественной культуры коренных народов Севера, роль декоративно-прикладного искусства коренных народов в североведческом образовании, преемственность и трансформации в декоративно-прикладном творчестве, способы и средства неискажающей адаптации танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России к условиям современной коммуникации.
Семинар прошел в теплой дружественной атмосфере. Все участники отметили важность и востребованность подобных мероприятий по обмену опытом с коллегами из других стран, а также общность проблем сохранения языков и культур коренных малочисленных народов в России и Финляндии.
Информация института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена