Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Казанский (Приволжский) федеральный университет и Псковский государственный университет подписали трехстороннее соглашение о создании единого банка контрольных измерительных материалов (КИМ). Соглашение подразумевает совместное использование КИМ для проведения интеграционного тестирования мигрантов (экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ; комплексный экзамен) и государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (ТРКИ).
Контрольные измерительные материалы, или КИМ – это тот набор заданий, который предлагается участнику тестирования при прохождении теста. На текущий момент каждый вуз, включенный в перечень Минобрнауки РФ и уполномоченный на проведение тестирования, самостоятельно разрабатывает КИМ в соответствии с методическими документами в данной сфере. Конкретные варианты тестов, используемые в рамках процедуры тестирования, утверждает профильная комиссия Министерства образования и науки РФ.
«Текущая практика проведения комплексного экзамена и ТРКИ в регионах России весьма противоречива. Приказами Минобрнауки РФ установлены уровни владения русским языком как иностранным, форма и порядок проведения тестирования и ряд других параметров, однако единые стандарты разработки КИМ до сих пор законодательно не закреплены. Ориентация на существующие методические документы носит рекомендательный характер. Формально единство требований к КИМ обеспечивает профильная комиссия при Минобрнауки, при этом фактически материалы, используемые уполномоченными организациями для проведения тестирования, значительно разнятся. В целях повышения качества оказания услуги по проведению тестирования, а также реализации единых международных стандартов РГПУ им. А. И. Герцена создает единый банк тестовых заданий, который станет первым шагом на пути совершенствования текущей практики тестирования» — отметил советник ректора по тестированию и сертификации А. А. Парфёнов.
В дальнейшем к единому банку КИМ смогут присоединиться и иные вузы, уполномоченные на проведение тестирования. Следующим шагом в рамках глобального проекта по оптимизации деятельности внутри российских государственных систем тестирования может стать создание единой базы тестеров – специалистов, непосредственно участвующих в проведении разного рода сертификаций.
«Совершенствование тестирования в России – это очень масштабный проект. Очевидно, что действующие тестовые системы нуждаются в преобразовании согласно общемировым принципам – валидности, надежности, практичности и так далее. Применение данных принципов к нашим реалиям неизбежно приведет к повышению уровня организации тестирования, его доступности и престижности. Данная задача, на наш взгляд, является более чем актуальной», — добавил А. А. Парфёнов.