1 июня, в день защиты детей, в институте детства под руководством заместителя директора по учебной работе на уровне магистратуры Людмилы Савиновой состоялась 6-ая межвузовская конференция по результатам исследования магистрантов «Современное детство: штрихи к автопортрету. Дети рисуют Детство».
В онлайн конференции приняли участие 89 магистрантов, преподавателей института детства, студентов и преподавателей Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (МГПИ), Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и Казанского (Приволжского) федерального университета. Конференция стала продолжением исследования современного детства, начатого в 2017 году доктором педагогических наук, профессором и заведующей кафедры дошкольной педагогики, проректором по учебной работе Александры Гогоберидзе.
Участники конференции рассказали о том, как дети (и не только они!) изображают детство и какие при этом возникают ассоциации. Оказалось, что у детей практически любого возраста образ детства яркий, радостный, наполненный любовью семьи, играми с друзьями, общением с животными, беззаботностью и безмятежностью. Этот образ у современных детей практически не отличается от ассоциаций у самих магистрантов.
Отвечая на вопрос «Что такое детство?», дошкольники говорят, что для них — это доброта, дружба, щедрость. Очень часто на рисунках дошкольников присутствует радуга, характеризуя позитивный настрой ребенка. Изображения природы, животных говорят об удивительном мире – где все части взаимосвязаны и гармоничны.
Ассоциации с образом детства включали понятия счастья, волшебства, любви, а также мыльные пузыри, много мороженого и подарков, солнце, прогулки, зимние забавы, игрушки.
С сожалением участники конференции отметили, что, начиная с первого класса, дети уже не чувствуют себя в детстве и говорят о нем, как о радостном, но оставшемся в прошлом этапе их жизни. Большинство детей младшего школьного возраста связывают детство с прогулками, играми на свежем воздухе, активным образом жизни.
Коллекция рисунков младших подростков представляет собой концентрацию ценностей их детского мира: семья, любимые игрушки, дружба. Младший подросток, чувствуя себя «уже не ребенком», иллюстрирует детство, оперируя образами из прошлого, воспоминаниями, эмоциональными переживаниями.
В картинах преобладает «традиционный» образ детства, связанный в первую очередь с изображением процесса игры и игрушек, являющимися атрибутом детства, так как игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В рисунках видна тщательность, детализированность образов и то, так как ребенок в младшем подростковом возрасте стремится к реалистичности в изображении, начинает уделять внимание прорисовке деталей.
Анализ рисунков показал, что для подростков характерен новый уровень осознания окружающего мира, стремление показать себя и найти себя. Вместе с тем в рисунках отражены и характерные для данного возраста, тяжелые и трудные внутренние переживания в результате взаимодействия с миром и обществом, такие как негативизм, эмоциональная напряженность, проблемы в общении, проблемы с самооценкой.