31 марта и 1 апреля в Герценовском университете состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Иллюстрированная книга в контексте современных практик детского и юношеского чтения» при участии писателей, художников, библиотекарей и других специалистов в области детской книги. В качестве организаторов конференции выступили институт художественного образования и институт детства РГПУ им. А. И. Герцена.
Первый день конференции прошёл в Детской читальне РГПУ им. А. И. Герцена. Руководитель Детской читальни, ассистент кафедры дошкольной педагогики Валерия Вербовская рассказала, что мероприятие приурочено к 140-летию Корнея Чуковского, а также к Международному дню детской книги, который ежегодно отмечают 2 апреля. «Конечно, мы не могли остаться в стороне от этих событий, не собрать вас здесь, не показать вам наше замечательное пространство, которое объединяет нас — специалистов и любителей в области детской книги и детской иллюстрации», — отметила Валерия Сергеевна. Старший научный сотрудник институт детства Анастасия Губайдуллина отметила важность данной конференции как междисциплинарной площадки для обсуждения актуальных процессов развития детской иллюстрированной книги.
С приветствием к участникам конференции обратилась директор института детства Виктория Новицкая: «Не могу не порадоваться за нас с вами, хочу поздравить с возможностью окунуться в мир детской книги и детской иллюстрации, соединиться в разных видах детской деятельности, связанных с книгой. Надеюсь, вы получите разные эмоции, впечатления и опыт, которые будете в дальнейшем применять в своей образовательной и профессиональной работе». Виктория Александровна подчеркнула, что Детская читальня начала жить активной жизнью.
В ходе работы секции «Современная иллюстрированная книга глазами филологов» были рассмотрены вопросы вербальных и визуальных нарративов в детских книгах, примеры и проблемы современного книжного дизайна. В рамках первого дня конференции состоялся круглый стол «Современная иллюстрированная книга глазами взрослых», спикерами на котором выступили лауреат литературных конкурсов и премий Анна Игнатова, петербургские художники Ольга Попугаева и Дмитрий Непомнящий, московский художник, победитель конкурса «Книга внутри» Татьяна Устинова, директор магазина детской книги «Чудетство» Мария Зимина, заведующая сектором международных проектов отдела культурных программ Центральной городской детской библиотеки Людмила Мизгирева и заведующая филиалом № 2 ЦГДБ им. А. С. Пушкина Татьяна Степичева. Обсуждение актуальных вопросов детского чтения продолжилось на секциях «Иллюстрированная книга в дошкольном образовании» и «Книжная иллюстрация как ресурс развития детских видов деятельности». В рамках второй секции состоялось три практических воркшопа для преподавателей и студентов.
Воркшопы конференции подготовила Педагогическая лаборатория ГБДОУ № 143 Невского района Санкт-Петербурга в сотрудничестве с кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. В центре внимания этой секции были книги современных писателей, изданные в последние годы, интересные и детям, и взрослым. Участники воркшопа «Технология создания буктрейлера с детьми старшего дошкольного возраста» учились создавать видеоролики-буктрейлеры на основе иллюстрированной книги. Воркшоп «Чтение виммельбухов и развитие игровой деятельности детей» был посвящён возможностям иллюстрированных детских книг без текста. Большой интерес у студентов и практикующих педагогов вызвал воркшоп «Рассматривание книжных иллюстраций как средство развития игровой и изобразительной деятельности детей».
Второй день конференции, 1 апреля, открылся в институте художественного образования с приветственного слова его директора Ольги Сапанжа и доцента кафедры искусствоведения и педагогики искусства Елены Корвацкой. В рамках пленарного заседания «Пути развития иллюстрированной детской книги» специалисты из разных областей озвучили перспективные направления в изучении детской иллюстрированной книги.
Докладчики секции «Развитие иллюстрации для детей в ХХ−ХХI вв.» представили не только новые материалы в изучении отечественного и зарубежного книжного искусства, но и методические разработки по теме детской книгой и ее оформления. Многообразие художественных процессов в современной детской книге, связанных с общественными и экономическими изменениями, были показаны на секции «Многообразие ‟лиц” современной детской книги: от текста — к образу».
По итогам конференции участники единогласно пришли к выводу о необходимости создания в России центра детской иллюстрированной книги как пространства для изучения книги, ее популяризации среди читателей разных возрастов, как места встреч для детей, их родителей, педагогов, библиотекарей, писателей, художников, переводчиков и других специалистов.
I Всероссийская научно-практическая конференция «Иллюстрированная книга в контексте современных практик детского и юношеского чтения» стала междисциплинарной площадкой для обсуждения процессов вокруг иллюстрированной книги для детей. Её организаторы высказали надежду, что конференция станет очередной доброй ежегодной традицией Герценовского университета.
Текст и фото: «Педагогические вести»