Занятия по курсу «Использование ресурсов дополнительного образования при обучении физике» организованы совместно кафедрой методики обучения физики, заведующей кафедрой Людмилой Анатольевной Ларченковой и коллективом Центра детского и молодежного инженерного творчества под руководством директора Веры Алексеевны Поповой.
Проектная инженерная деятельность стала появляться в качестве одной из обязательных дисциплин в технических вузах несколько лет назад, при этом она с трудом интегрируется в существующий учебный процесс, что связано с нехваткой специалистов, способных выполнять инженерные разработки, и неготовностью преподавателей к исполнению роли руководителя проекта.
Введение проектной инженерной деятельности в программы педагогического вуза ещё более сложно, но в тоже время, можно утверждать, абсолютно необходимо — именно учителя школ дают «старт» образования следующим поколениям.
Хорошо понимая и необходимость, и сложность задачи, в РГПУ им. А. И. Герцена приняли решение: начинать и двигаться вперед! Во-первых, подготовили кадры: несколько студентов — физиков прошли обучение разработке и осуществлению проектов в рамках «Инженерного практикума», проводимого в ЦДМИТ с учениками 8–10 классов на базе стандартного оборудования ЦМИТов. Сегодня они магистранты факультета физики и инженеры ЦДМИТ. Во-вторых, подготовили возможные варианты инженерных проектов, которые предложили студентам для самостоятельно разработки и уже на первой встрече один из студентов предложил свой проект!
3 сентября в ЦДМИТ прошло вводное занятие студентов-педагогов 3 курса, которое имело целью познакомить их с основными этапами разработки мехатронных устройств — проектированием, конструированием, созданием систем управления, а также с основными инструментами, используемыми при выполнении работ — CAD «Компас 3D», средства Arduino, станки с ЧПУ, программы управления проектами. Студенты познакомились с несколькими устройствами, разработанными и изготовленными школьниками ранее — элементами создаваемого в ЦДМИТ театра «I-Teater», акторами которого являются различные мехатронные устройства — куклы, световые и музыкальные блоки. Далее они познакомились с задачей, которую им предстоит решить в ходе работы над проектом.
Преподавать курс будут доцент кафедры физической электроники Ирина Олеговна Попова и доцент кафедры методики обучения физике Артемий Николаевич Крушельницкий, от ЦДМИТ в работе примут участие заведующий лабораторией ЦДМИТ Игорь Павлович Ефимов, заведующий мастерской ЦДМИТ Лев Сергеевич Миргородский, а также инженеры ЦДМИТ, магистранты факультета физики Павел Иванович Марланд и Роман Сергеевич Степанов.
Главная цель курса — дать студентам понимание того, как организовать проектную деятельность, какой инструментарий использовать и как достичь результата, при этом параллельно изучается проектирование, программирование и работа на станках. Он добавляет также, что проект невозможен без команды, поэтому на первом же занятии учащиеся разделились на группы и распределили свои обязанности. Такой подход позволит развить не только профессиональные, но и коммуникативные навыки, что сегодня очень важно не только в педагогике, но и любой другой профессиональной сфере.
На зачёте, который состоится в декабре, ребята представят созданный ими конечный продукт. А поскольку работа ЦДМИТ подразумевает взаимодействие детей и студентов, кто-то из них при желании сможет вернуться в Центр в качестве преподавателя, чтобы обучать школьников и продолжать педагогическую практику.
Директор ЦДМИТ Вера Алексеевна Попова
Заведующий лабораторией ЦДМИТ Игорь Павлович Ефимов
Заведующий мастерской ЦДМИТ Лев Сергеевич Миргородский
Инженер ЦДМИТ Павел Иванович Марланд
Инженер ЦДМИТ Роман Сергеевич Степанов
Текст и фото: Педагогические вести; Центр детского и молодёжного инженерного творчества