Дискуссия была посвящена проблеме прекрасного в человеческом познании. В начале своего выступления Ирина Юнусовна Азизова отметила, что объекты окружающего мира кажутся нам правильными, красивыми, гармоничными, возможно, потому что они устроены целесообразно: ничего в них не создано просто так, все служит какой-либо цели. «Целесообразность, как и красота, ― это максимальное соответствие формы, организации, структуры явления его назначению. Как правило, эстетически красивыми принято считать соразмерные, пропорциональные биологические объекты», ― подчеркнула она.
Пропорциональность и симметричность, по словам Ирины Юнусовны, присутствуют не только в природе, где они являются приспособлением к жизни, но и в искусстве, особенно классическом. Она привела в пример картины художественного направления «маньеризм» и музыкальные произведения разных эпох. «Мы видим, что более поздние произведения нарушают симметрию, но это не мешает им оставаться красивыми. С точки зрения синергетики, красота представляет собой не полное совершенство, не абсолютную ничем не нарушаемую симметрию, порядок, а нечто другое, промежуточное между хаосом и порядком», ― добавила И.Ю. Азизова.
В связи с этим вопрос, почему нарушение нормы может восприниматься как прекрасное, остался открытым. Свои предположения на эту тему в завершение лекции высказали слушатели лекции ― студенты и преподаватели Герценовского университета.
Текст и фото:Педагогические вести