Директор института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена Александр Колышкин стал одним из победителей конкурса «Лидеры России» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». В очном финале конкурсного трека «Культура» в Санкт-Петербурге приняли участие 106 финалистов со всей России. 14 управленцев из 4 регионов стали победителями финала и вышли в суперфинал. О том, что значит быть лидером сегодня и что даёт участие в профессиональных конкурсах, — в нашей беседе.
— Вы в первый раз принимали участие в таком конкурсе?
— В этом конкурсе я участвовал в прошлом году, но в треке «Наука». Однако дойти до финала не удалось. Полученный опыт помог мне сейчас. Один из прошлогодних победителей дал мне полезный совет: «Ничего не выдумывай, будь собой».
— Почему Вы выбрали трек «Культура»?
— Дело в том, что в подзаголовок этого трека входило, в том числе и «Образование». И в финале было множество представителей образовательных организаций.
— Участники конкурса прошли несколько этапов испытаний: решение управленческих кейсов и актуальных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются учреждения культуры и образования. Какие достались Вам и можно ли их применить в учебной практике со студентами?
— Всего было семь заданий. Например, одно из них состояло в том, что нашей команде предстояло разобрать ситуацию конкретного небольшого города с рядом проблем, среди которых низкая туристическая привлекательность, отток населения и т. п. Необходимо было составить смету заявки от имени городских властей с перечнем необходимых расходов. Каждый из участников по жребию действовал от имени различных лиц. В частности, мне выпало лоббировать интересы местных экскурсоводов. При этом нам необходимо было договориться о приоритетных направлениях расходования средств. Если команда не в состоянии договориться — ставится минус всем. Безусловно, подобные задания можно использовать в работе со студентами — на занятиях по командообразованию и менеджменту.
— Когда в одной команде собирается столько лидеров, то как же им «унять» свои лидерские качества?
— Мне кажется, что одно из важнейших лидерских качеств — как раз умение договориться и найти компромисс. У всех свои амбиции, и, если мы не сумеем договориться, ничего не получится.
— Что Вам дали участие и победа в конкурсе?
— Помимо соревновательной части в ходе конкурса для участников провели мероприятия по развитию — профессионалы своего дела размышляли на тему путей развития культуры и образования, давали советы по публичному выступлению и многое другое. Кроме того, конкурс даёт возможность познакомиться с яркими и интересными людьми, расширить деловые контакты, которые могут помочь, в том числе наладить сотрудничество вуза с различными организациями. Например, мы начали переговоры с директором по развитию молодежного пространства «Просто». Также победители конкурса участвуют в программе наставничества. Каждый может выбрать себе наставника из числа ведущих деятелей культуры и образования: поддерживать с ним общение, спрашивать совета. Например, в ходе онлайн-встречи с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой была возможность обсудить тему актуальности разработки магистерской программы, связанной с менеджментом организаций культуры, и недостатка таких кадров в музейной сфере. Кроме того, победа, конечно, даёт выброс адреналина и повышает самооценку. Если бы даже не победил, то точно считал бы, что здорово провёл конкурсное время: интересные задания, соревновательный дух. Весной состоится суперфинал, где встретятся все победители, — и такая встреча сулит много интересного.
— Желаем Вам успеха в суперфинале конкурса!
— Спасибо!
По материалам газеты «Педагогические вести»