Дискуссия была организована по итогам работы Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени». Организаторы площадки — МОФ «Центр национальной славы», СПбГУ и РГПУ им. А.И. Герцена.
— Данная панельная дискуссия – знаковое событие для Герценовского университета, — отметил, приветствуя участников от имени и.о. ректора С.И. Богданова и.о. проректора по научной работе и информатизации РГПУ им. А.И. Герцена М.Ю. Пучков. – Уже никто не будет отрицать факт глобализации мирового пространства. Это несет как положительные, так и отрицательные последствия. Становление национальной идентичности в условиях глобализации предполагает создание новых условий и возможностей сохранения национальной культуры и национального образования, которые и должны обеспечить гармоничное развитие общества.
«Две тенденции, дифференциация и глобализация, должны быть сбалансированы», — подчеркнула и.о. проректора по международному сотрудничеству РГПУ им. А.И. Герцена Ю.А. Комарова. Юлия Александровна выразила уверенность в том, что гуманитарная миссия педагогического образования всеобъемлющая, а потому именно через образование можно координировать взаимодействие различных структур государственной власти и общественных организаций, вузов в целях обеспечения гармонизация развития общества.
По словам руководителя проектов Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного З.Г. Медоевой, панельная дискуссия продолжает продуктивные обсуждения, которые ведутся на площадке РГПУ им. А.И. Герцена в течение 8 лет. За это время было поднято много актуальных тем, касающихся как политических, так и образовательных аспектов, которые найдут отражение в резолюции по итогам панельной дискуссии.
Специальным гостем мероприятия стал советник Президента Сербии по вопросам культуры и образования Радослав Павлович. В докладе «Стратегии сохранения традиций образования и культуры: опыт Сербии» он критически очертил круг проблем, стоящих вокруг сохранения культуры Сербии, и пути их решения с учетом геополитической обстановки.
Обсуждение было разделено на тематические блоки «Национальные стратегии развития культуры и образования как фактор государственно-общественной солидаризации», «Культура и образование в условиях новой эпохи: российский и зарубежный опыт», «Кризис культуры и образования как результат попыток ценностной универсализации». С докладами и дискуссионными сообщениями выступили ведущие ученые в области культурологии, политологии и образовательной политики: В.А. Гуторов (СПбГУ, Санкт-Петербург), В.А. Багдасарян (МОГУ, Москва), К.Ф. Завершинский (СПбГУ, Санкт-Петербург), О.К. Крокинская (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), Л.М. Мосолова (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), М.Т. Степанянц (Институт философии РАН, Москва), Д. де Кошко (Координационный совет российских соотечественников, Париж, Франция), Н.Ю. Дубинина (Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ, Москва), К.В. Преображенская (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), М.И. Абдулаев (ДГПУ, Махачкала) и многие другие.
Фото А. Деркача