ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. Герцена

Институт философии человека меняет название

В новый учебный год студенты с Малой Посадской войдут с новым названием – они будут обучаться в институте философии. С чем связано переименование, кто может изучать философию, каково её место в современном мире и какие перспективы у выпускников института – об этом в подробном интервью рассказал директор института, доктор философских наук, профессор Роман Светлов.

 

Роман Викторович, с чем связано переименование?  

Институт философии человека (ранее – факультет) был создан в 1993 году. Название учитывало особенность вуза – педагогическую направленность. Поэтому специализация на человеке представлялась вполне оправданной. Напомню, к слову, что когда-то педагогику вообще называли прикладной философией. Но постепенно сложился более широкий спектр интересов и образовательных программ в рамках философии, и не только, а потому было принято решение с 1 сентября 2021 года переименовать теперь уже институт в институт философии.

На ваш взгляд, каково место философии в современном мире?

Практически все, что происходит в современности, было предсказано философами еще в 1960-80 годах, а целый ряд современных «прорывных» направлений в науке был создан именно в рамках философии ХХ века – от гендерных исследований и биоэтики до когнитивистики. Несмотря на то, что философия уже давно не претендует на статус «царицы наук», это никак не отменяет ее центрального места в том процессе, который проще всего описать как попытку понять, что происходит с каждым из нас и с человечеством, попытаться раздвинуть привычные рамки нашего мировидения. С точки зрения образования, все также предельно ясно. В системе бакалавриат+магистратура философия может формировать в бакалавриате глубокое понимание фундаментальных процессов, которые происходят в обществе и в культуре, с тем, чтобы потом в рамках какой-то прикладной магистратуры эти знания позволили человеку оказаться высокопрофессиональным. Либо же, наоборот, человек с бакалаврским образованием в другой сфере может прийти в философскую магистратуру, чтобы понять, как его профессия, его жизнь связана с основами нашей культуры и цивилизации.

Философия – это область науки не для каждого? Нужен особый склад ума?

Пожалуй, да. Конечно, философии в процессе образования или самообразования оказываются причастны все (даже если не замечают этого): это касается и ее места в истории культуры и науки, и навыков критического мышления, которым первым начал учить еще Сократ. Но для профессионального занятия философией нужен особенный внутренний настрой, дисциплина и отсутствие страха перед любой темой, проблемой, и особенно перед мнением окружающих.

Бытует мнение, что на гуманитарных науках чаще всего обучаются девушки. Тогда почему все самые известные философы мужчины? И вообще есть ли гендерные нюансы для изучения философии?

Отчего же, в последнее столетие эмансипация коснулась и философии. Историю мысли ХХ века невозможно представить без Симоны де Бовуар и Ханны Арендт. Так что философия – дело общечеловеческое. На философских программах нашего института юноши и девушки учатся в равной пропорции.

Можно по-разному относиться к всевозможным рейтингам, но, тем не менее, они отражают определенные настроения в современном обществе. Среди наиболее популярных и востребованных сегодня в мире и в России профессий: IT-специалист, инженер, маркетолог, врач, эколог, нефтяник, переводчик, финансист, логист. Философа не нашла. В какой области современной жизни сегодня применимы знания, которые даёт ваш институт?

Не думаю, что философия должна занимать первые места в таких рейтингах, которые учитывают в большей степени моды и эмоции, чем реальные потребности человечества. Философы нужны в сфере образования, причем не только высшего, в академической науке. Но я вижу, как выпускники философским программ оказываются успешны и в других областях деятельности – издательской, просветительской, государственной, предпринимательской. Философия, помимо всего прочего, тренирует навык быстро учиться новому и полезному.

Будущее философии – за?..

За тем, чтобы изменять мир. Философия всегда это делала, меняя сознание людей. Сейчас мир настолько изменился, что перед нами стоит масса задач, связанных с осмыслением дополненной реальности, пандемии, экологии, новых явлений в мировой политике, власти над человеком техники, которую он же сам создал. И вслед за осмыслением философия должна подсказать, что нужно делать. Ее голос в отдельные периоды истории звучит громко, в другие – приглушенно, но он всегда имеет действенную силу.

В институте философии человека несколько кафедр. Расскажите об основных направлениях подготовки? Каких специалистов вы готовите?

Всего в институте пять кафедр. Три собственно философские, за которыми закреплены особые «полномочия». Так, кафедра философии, а также кафедра философской антропологии и истории философии «курируют» общую образовательную программу по философии, которая существенным образом обновлена и актуализирована, что поступающие к нам в этом году сразу же ощутят.

Кафедра эстетики и этики курирует модуль «эстетика и арт-бизнес» – ориентированный на культурные и эстетические проекты: обучающиеся на этом модуле являются главными участниками нашего творческого и выставочного центра «Пространство на Малой Посадской».

Кафедра теории и истории культуры курирует образование педагогов-культурологов, а также собственно культурологической программы бакалавриата. Выпускники этих программ затребованы в школах на культурологических курсах, в работе со школьными музеями, театрами, а также в школах, где уделяется особе внимание языкам Скандинавии.

Кафедра связей с общественностью и рекламы готовит квалифицированных специалистов в PR-сфере.

Отдельная тема – магистерские программы нашего института, где есть как классические педагогические направления в области культурологии, античного образования, петербурговедения, богословских проблем образования (педагогическая теология), связей с общественность и рекламы в образовании, так и новые, актуальные программы: философская по феноменологической философии, а также культурологическая по социологии искусства.

Каких студентов вы ждёте? Какими качествами нужно обладать, чтобы к вам поступить?

Тех, кто любит знание, общение, кто верит в себя, кто готов учиться, кто не боится обсуждать самые сложные темы! Кто хочет расти и совершенствовать и себя, и мир вокруг нас!

Роман Викторович, дайте, пожалуйста совет абитуриентам, которые к вам поступают.

Верьте в себя, никогда не отступайте от своего выбора!

 

 

Последнее изменение: 7 июля 2021 г. в 13:55:02
Автор: Ходан Александра Маратовна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором