Факультет физики.
Факультет физики в течение ряда лет сотрудничает с вузами членами сетевого сообщества по апробации инновационных моделей модернизации образования. Сетевое взаимодействие мы рассматриваем как способ деятельности по совместному использованию ресурсов (образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других) в сфере науки и образования. Взаимодействие осуществляется дифференцированно. Результаты сотрудничества регулярно обсуждаются. Имеются совместные публикации. Налаживается академический обмен сотрудниками и студентами.
Кафедры, преподаватели факультета приглашают представителей этих вузов к проведению совместных научных исследований с использованием уникального научного оборудования центров коллективного пользования, взаимодействию по совершенствованию учебного процесса по физике и методике обучения физике, участию в конференциях на базе факультета физики (по физике и по физическому образованию), заседаниях НМС по физике. Проводится совместное рецензирование научных работ, статей, консультирование. Факультет приглашает выпускников этих вузов обучению в магистратуре, аспирантуре. Некоторые аспиранты вузов сетевого сообщества защищают свои диссертации в диссертационном совете при факультете (Д 21.199.21).
Реализуются и варианты сетевого взаимодействия со школами. Например, проведение фестиваля «Физический фейерверк». Планируется в марте 2012 г. в рамках фестиваля «Физический фейерверк» проведение секции с докладами по физике в режиме видеоконференции с учащимися школы «Динамика» (школа для детей с ограниченными возможностями).
Академический обмен.
I. Костанайский государственный педагогический институт (Казахстан) 3-ой год подряд присылает своих магистрантов (по 2 человека) на стажировку и оплачивает их обучение и пребывание.
А. С. Бузмаков по теме «Излучательная рекомбинация в полупроводниковых гетероструктурах». Научным консультантом назначен зав. кафедрой физической электроники, профессор С.Д.Ханин.
В.А. Левенцов по теме «Определение физических параметров сегентоэлектриков». Научным консультантом назначен доцент кафедры физической электроники В.В.Рычгорский.
. Джумабеков А. З. по теме «Разработка интерпретации основ физики в соответствии современной вакуумной физической картины мира». Научным консультантом назначен профессор кафедры теоретической физики и астрономии А.А. Гриб.
Шевченко И. М. по теме «Электронный учебник по общей физике для специальности «Физика» на основе среды MatCAD». Научным консультантом назначен зав. кафедрой методики обучения, профессор А.В. Ляпцев.
II. Проведена в ноябре 2011 г. научно-исследовательская стажировка (8 дней) по теме: «Современная твердотельная электроника» для студентов 3 курса Сыктывкарского педагогического университета (7 человек). В программу стажировки входили:
1. Курс лекций по основам физики конденсированного состояния.
2. Курс лекций по основам наукоемких технологий. Экскурсия по лабораториям факультета.
3. Практикум в лаборатории нанотехнологий и наноматериалов.
Ответственные за стажировку: декан Н. И. Анисимова, зав.кафедрой физической электроники профессор С. Д. Ханин, зам. декана С.С. Гаврилов, доцент И. И. Хинич.
Ш. Астраханский государственный университет направил студентов бакалавриата 2-3 курса (5 человек) на методическую стажировку. Стажировка организована и проведена в январе-феврале 2012 г. в течение 2х недель. В программу стажировки входили:
1. Лекции по основам физики конденсированного состояния. Экскурсия по лабораториям факультета и ЦКП.
2. Лекции по основам наукоемких технологий.
3. Практикум в лаборатории нанотехнологий и наноматериалов.
Ответственные за стажировку: декан Н. И. Анисимова, зав.кафедрой общей и экспериментальной физики, профессор Ю,А. Гороховатский, В.М. Грабов, зам. декана С.С. Гаврилов, доцент И. О. Попова. Цель стажировки: знакомство с Герценовским университетом, привлечение студентов к обучению в бакалавриате и магистратуре факультета.
Взаимодействие с вузами сообщества.
1. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.
Сотрудничество в области науки, подготовки кадров, по совершенствованию учебного процесса. Взаимодействие осуществляется на очной основе и дистанционно. Результаты сотрудничества регулярно обсуждаются, чаще всего с использованием электронных средств общения. Академическая мобильность: обмен преподавателями; в РГПУ командируются для проведения научных исследований сотрудники, аспиранты, студенты (редко).
В области науки. С 2002 г. ведется сотрудничество в науке. Со стороны РГПУ – научная группа проф. кафедры общей и экспериментальной физики В.М. Грабова. С 2006 г. оформилось новое научное направление «Термоэлектрокинетические явления в вязкой электропроводящей среде». В ЕГУ им. И.А. Бунина при активной помощи профессора кафедры общей и экспериментальной физики В.М. Грабова созданы две научно-исследовательские лаборатории: по физике новых термоэлектрокинетических явлений и по физике пленок наноразмерной толщины, получаемых методом Ленгмюра-Блоджетт. Выполняются экспериментальные исследования нового термоэлектрокинетического эффекта. По результатам исследований защищена кандидатская диссертация (2009 г.) выпускником аспирантуры ЕГУ Кузнецовым Д.В. в диссертационном совете при РГПУ, готовятся к защите еще 2 работы.
Проводятся регулярно (каждые 2 года) Межвузовские и Всероссийские научные конференции на базе ЕГУ им. И.А. Бунина по научному направлению «Неравновесные процессы в природе» с широким участием представителей РГПУ им. А.И. Герцена, ЕГУ им. И.А. Бунина, МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. По результатам работы конференций издаются сборники материалов.
Проведена школа «Молодых ученных» совместно с Елец.ГУ И.А.Бунина и Заб.ГПУ (проф. В.М. Грабов, В.А. Комаров).
В области образования. Со стороны РГПУ – кафедры общей и экспериментальной физики и методики обучения физике. Со стороны ЕГУ – кафедра общей физики.
Осуществляется сотрудничество по совершенствованию учебного процесса по обучению физике и методике обучения физике в следующих направлениях: по организации и проведению Государственных экзаменов по физике; взаимодействие с УМО по физическому образованию; по совершенствованию содержания и методики преподавания курса общей физики; по развитию лабораторного и демонстрационного эксперимента; по созданию интерактивной лаборатории-музея; рецензии на статьи; обсуждение статей для сборника «Физика в школе и ВУЗе» (Изд.РГПУ)
Результаты сотрудничества часто бывают представлены в регулярных совместных докладах на конференции «Физика в системе современного образования», которая проводится каждые 2 года (чаще всего на базе РГПУ)
Проводятся регулярно (каждые 2 года) Межвузовские и Всероссийские научные конференции на базе ЕГУ по научному направлению «Совершенствование учебного процесса по обучению физике студентов физических, физико-математических и инженерно-физических специальностей» с широким участием представителей РГПУ и ЕГУ. По результатам работы конференций издаются сборники материалов.
На регулярной основе осуществляется обмен опытом по подготовке магистров по направлению «Физико-математическое образование».
2. Алтайская государственная педагогическая академия
Сотрудничество в области науки, подготовки кадров, совершенствования учебного процесса. Взаимодействие осуществляется на очной основе и дистанционно. Результаты сотрудничества регулярно обсуждаются. Академическая мобильность: обмен преподавателями; в РГПУ командируются для проведения научных исследований сотрудники, аспиранты. Студенты (выпускники АГПА) поступают в нашу магистратуру.
В области науки. Сотрудничество в области физики полуметаллов. Со стороны РГПУ – научная группа проф. кафедры общей и экспериментальной физики под руководством В.М. Грабова. Со стороны АГПА – научные группы под руководством д.пед.наук, проф. А.В. Овчарова и д.пед.наук, проф. В.М. Лопаткина.
В области образования. Бакалавры и специалисты, выполняющие ВКР в лаборатории проф. Овчарова А.В., поступают в магистратуру РГПУ (в т.ч. и целевую) по направлению «Физика» и в аспирантуру на каф. общей и экспериментальной физики.
Выпускники бакалавриата факультета физики АГПА поступают в магистратуру РГПУ (в т.ч. и целевую) по направлению «Физико-математическое образование».
3. Петрозаводский государственный университет. Вологодский государственный педагогический университет. Смоленский государственный университет.
В области науки: проведение совместных исследований в области физики конденсированного состояния, подготовка кадров.
В области методики обучения физико-технических дисциплин, совершенствования учебного процесса при внедрении информационных технологий, консультации по методическим работам. Обсуждение статей, отзывы на авторефераты диссертаций; консультации по работе над докторской диссертацией по методике обучения физике.
Академическая мобильность: обмен преподавателями, сотрудниками, аспирантами (командируются для проведения научных исследований).
4. Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина. Красноярский государственный педагогический университет. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
В области методики преподавания физики. Рецензии на научно-методические статьи и учебные пособия сотрудников кафедры. Обсуждение материалов для проведения ГАК (как с председателем комиссии) в специалитете с квалификацией «учитель физики». Написание совместных методических рекомендаций к современным УМК. Отзывы на авторефераты диссертаций; рецензии на статьи сотрудников кафедры.