Дирекция конкурса «Герценовский-Артеку» при содействии управления развитием воспитательной деятельности и учебно-методической лаборатории развития воспитательной деятельности в непрерывном образовании РГПУ им. А.И. Герцена подводит итоги педагогической стажировки первой делегации герценовского университета, в состав которой вошли:
Грицай Дмитрий, студент 3 курса факультета химии;
Соломенников Андрей, студент 2 курса института экономики и управления;
Балицкая Мария, студентка 3 курса института педагогики;
Климентьев Клим, студент 1 курса института педагогики;
Баранова Екатерина, студентка 2 курса института детства;
Кривошеина Дарья, студентка 2 курса факультета изобразительного искусства.
Ребята прошли не простой путь, вернувшись из Международного детского центра «Артек» они поделились своими впечатлениями, приобретённым опытом и знаниями:
«Уже с первых дней пребывания в центре, для нас была организована очень интенсивная подготовка, было интересно и наравне с этим тяжело и непонятно, но постепенно с каждым днём мы вникали в эту систему работы. Хотелось бы отметить, подготовка, которая была организована для нас в университете, в рамках программы «Герценовский-Артеку» очень пригодилась. Нас познакомили с руководством, правилами и обязанностями, документацией, историей, а также просвещали в области общелагерных и лагерных программ центра. На ряду с рабочим процессом, нам удалось пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Школа педагогических работников».
МДЦ «Артек» — это самый большой международный детский центр в мире.
Работа вожатого в Артеке, специфична за счёт традиций и уклада, а также инновационных форм и технологий. «Артеку» присвоен статус международной инновационной площадки общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха. Наряду с общелагерной/лагерной программой детские лагеря «Артека» реализуют образовательные программы совместно с тематическими партнерами.
Рабочий день вожатого в «Артеке» начинается задолго до подъема детей. Вожатые встают в 6.00-6.30, чтобы успеть умыться, привести себя в порядок, а затем собраться в 7.10 на утреннем инструктаже, который проводит либо директор лагеря, либо старший вожатый. Инструктаж проходит каждый день и присутствие на нем обязательно. Здесь доносят все вводные на начинающийся день, обсуждаются активности, вносятся корректировки в программу каждого отряда или всего лагеря в целом.
Каждое утро вожатый должен заполнить индивидуальный план, перенося в него активности для вверенного отряда из общего расписания. День расписывается полностью и на протяжении всего времени вожатые должны в обязательном порядке сопровождать детей, находиться рядом и контролировать их. Единственное исключение — уроки в школе.
В каждом отряде трое вожатых, они чередуются так, чтобы двое всегда находились с детьми, а третий имел возможность отдохнуть. Ночные дежурства — не пустая формальность. Здесь как в «армии» — ночной дежурный не спит, находясь на посту и контролируя все, что происходит в жилой зоне.
В течение лагерной жизни вожатый постоянно должен быть в контакте со своими воспитанниками, знать их проблемы, возможные сложности, как в характере, так и физические/по здоровью. Кроме того, проводить воспитательные и профилактические беседы, чтобы не было несчастных случаев и каких-то проблем во время нахождения ребенка в «Артеке».
Подготовка различных конкурсов или мероприятий, в которых участвует тот или иной отряд, задача вожатого не рассказать детям, что и как нужно сделать, а дать им возможность высказать свои идеи, отстоять их и сообща принять решение, как и что, будут делать в итоге.
В заключение встречи, для студентов был проведён тренинг, который провела Молоткова Е.А. (специалист управления развитием воспитательной деятельности), ребята смогли придать обрамление своему опыту, который в дальнейшем применят в реализации программы «Герценовский-Артеку» на базе университета.