Возрастные изменения мышления подростков в условиях жизни в современной информационной среде
Грант: РФФИ №18–013–0024, годы реализации 2018- 2019
Руководитель проекта: Регуш Л. А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена
Исполнители: Пежемская Ю.С., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Веретина О.Р.
Цель исследования: ввести в область психологии развития новое знание, раскрывающее характеристики мышления подростков, жизнь которых протекает в условиях современной информационной среды. Для этого: 1) проанализировать результаты и методы исследований мышления подростков, проведенных во второй половине ХХ в; 2) провести исследование мышления современных подростков; 3) дать сравнительный анализ базовых характеристик мышления современных подростков и подростков второй половины прошлого века. Методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение результатов исследований мышления подростков, проведенных во второй половине ХХ века; 2) тест для изучения мышления современных подростков, результаты которого возможно сравнить с современными данными.
Результаты исследования 2018 года.
Анализ и обобщение результатов исследований мышления подростков второй половины ХХ века позволил выделить базовые характеристики мышления в этот период, на которые ориентированы не только учебники по психологии развития, но и разработчики учебной продукции по различным учебным предметам. Этот материал был использован для выбора методов исследования и сравнительного анализа. Анализ методических подходов в исследованиях мышления подростков во второй половине ХХ века позволил обосновать выбор теста Амхауэра для сравнительного исследования и анализа мышления современных подростков и их сверстников второй половины ХХ века. Результаты теста Амтхауэра, полученные на выборке 550 подростков 12–17 лет, сравнивались с данными, полученными во второй половине ХХ века в исследованиях М.К. Гуревича и И.В. Дубровиной. Анализ проведен по следующим направлениям: сравнение значений средних отклонений по каждому субтесту в каждой возрастной группе; сравнение процентных отношений правильно выполненных субтестов; сравнение соотношения правильно выполненных субтестов, направленных на проявление вербальных и невербальных характеристик мышления; характеристика возрастной динамики правильности выполнения теста Амтхауэра. В процессе этого сравнения установлены общие и отличительные особенности мышления обследованных подростков и подростков второй половины ХХ века.