Образовательная среда как фактор психологического благополучия одарённых учащихся подросткового возраста
Проект: Грант РФФИ № 19–013–00410.
Руководитель: Лактионова Е.Б., зав. кафедрой психологии развития и образования, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена
Исполнители: Баева И.А., Грецов А.Г., Орлова А.В., Кондакова И.В.
Актуальность исследования связана с возможностью определения научно обоснованных показателей психологических факторов образовательной среды, влияющих на психологическое благополучие одаренных детей и содержащих развивающий потенциал, что позволяет рассматривать проект как фундаментальный и способствующий существенному продвижению в данной исследовательской области. Научная новизна исследования заключается в том, что изучение психологического благополучия одаренных учащихся подросткового возраста впервые проводится во взаимосвязи с психологическими характеристиками образовательной среды. С этой целью планируется эмпирически выявить, какие параметры среды влияют на показатели психологического благополучия одаренных учащихся. Полученные в ходе исследования результаты и выводы существенно расширят понятие психологического благополучия учащихся как объекта психологического исследования. Впервые разрабатывается подход к изучению психологического благополучия одаренных учащихся на основе анализа характеристик образовательной среды. Ожидаемые теоретические и эмпирические результаты предлагаемого исследования позволят серьезно расширить картину представлений об условиях развития одаренных детей в связи их психологическим благополучием. В числе ожидаемых результатов проекта: 1) анализ образовательной среды с выделением тех ее характеристик, которые способствуют психологическому благополучию одаренных учащихся подросткового возраста; 2) сопоставительный анализ личностных ресурсов психологического благополучия одаренных учащихся в образовательных средах разных типов; 3) сравнительный анализ личностных характеристик одаренных учащихся и учащихся без признаков одаренности в контексте психологического благополучия.