Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков
Проект: Грант РФФИ № 19–013–00729.
Руководитель: Волкова Е.Н., директор института психологии, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена
Исполнители: Хороших В.В., Кошелева А.Н., Беляева С.И., Дубровский Р.Г., Волкова И.В., Васильева С.В., Микляева А.В.
Исследование направлено на выявление и оценку субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков, в том числе самоотношения, самоэффективности, субъектности, характеристик жизненной перспективы и убеждений в отношении собственной жизни. Современные исследования в области психологии одаренности позволяют утверждать, что психологическое благополучие является важнейшим условием конструктивного развития личности одаренного подростка, однако исследования психологического благополучия одаренных подростков, а также определяющие его факторов, носят фрагментарный характер, а их результаты зачастую противоречивы.
Актуальность исследования обусловлена потребностями современной российской системы образования в создании научно обоснованных технологий психологического сопровождения детской и подростковой одаренности.
Исследование будет носить кроссекционный характер, выборку составят старшие подростки с признаками одаренности в разных видах деятельности, прошедшие профессионально-педагогический отбор на краткосрочные или долгосрочные программы обучения для одаренных детей. По результатам исследования будет разработана разноуровневая объяснительная модель субъективных факторов, оказывающих влияние на характеристики психологического благополучия одаренных подростков, сформулированы рекомендации по психологическому сопровождению личностного развития одаренных подростков. Важным результатом проекта станет создание базы данных, доступной для вторичного анализа широкому кругу исследователей, что в перспективе позволит решить задачу создания единой базы данных для накопления результатов всех исследований в сфере психологии детской и подростковой одаренности.