Психологическая безопасность подростка в образовательной среде
Проект: Грант РФФИ № 19–013–00553.
Руководитель: Баева И.А., академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена
Исполнители: Лактионова Е.Б., Кондакова И.В., Гаязова Л.А.
Цель проекта - создание комплексной системы сопровождения психологической безопасности подростка в образовательной среде. Задачи проекта: 1) теоретическое обоснование категории психологической безопасности личности подростка; 2) определение факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды и личности ее субъектов (подростков и учителей); 3) выявление условий, способствующих поддержанию психологического благополучия субъектов образовательной среды; 4) определение ресурсного потенциала среды и личности, обеспечивающего сопротивляемость негативным социальным воздействиям; 5) разработка и апробация системы психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности подростков в образовательной среде в соответствии со спецификой рисков образовательного учреждения и его контингента.
Ожидаемые результаты:
1) Концепция и модель психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов (подростков и учителей), учитывающие средовые и личностные условия и факторы, влияющие на структуру и уровень психологической безопасности, включая критерии и показатели оценки психологической безопасности личности современного подростка.
2) Данные об особенностях психического развития современного подростка, обеспечивающие его устойчивость, сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды и защищенность. Риски и угрозы, препятствующие состоянию психологической безопасности образовательной среды школы.
3) Система психологического сопровождения психологической безопасности подростка в образовательной среде, позволяющая осуществлять как профилактику нарушения психологической безопасности образовательной среды, так и поддержку состояния безопасности и субъективного благополучия школьника.
4) Банк диагностических методик для выявления рисков нарушения психологической безопасности и прогнозирования негативных проявления в поведении подростка.
5) Типовая программа профилактики нарушений психологической безопасности образовательной среды и субъективного благополучия подростка. Таким образом, будут обновлены теоретические представления о психологичной безопасности современных образовательных организаций, переживающих ряд реформ, о психологической безопасности личности подростка и факторах, как ее нарушающих, так и способствующих ее поддержанию, о личности и особенностях современного подростка и факторах, влияющих на его защищенность и субъективное благополучие.
Прикладная значимость проекта состоит в создании системы сопровождения психологической безопасности подростка в образовательной среде и ее технологическом наполнении в виде диагностических процедур, типовой программы профилактики, оснащающих профессиональную деятельность психолога образования.