Панферов Владимир Николаевич
![](/uploads/ovrudihina/images/6%284%29.jpg)
Профессор кафедры психологии человека, доктор психологических наук,
Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена,
Заслуженный работник высшей школы,
Академик Международной академии акмеологических наук,
Академик Балтийской педагогической академии,
Вице-президент Международной Балтийской педагогической академии
Стаж работы общий / по специальности: 60 лет / 52 года
E-mail: v-panferov@mail.ru
Часы приёма: среда 13.00 - 15.00.
Научные интересы:
- Социальная перцепция
- Психология общения
- Методология и методы психологического познания человека
- Психология профессиональной деятельности
- Высшее профессиональное образование психологов
- Интегративный подход к психологии человека и взаимодействию людей в науке, образовании и социальной практике
Владимир Николаевич Панферов является основателем школы интегративной психологии человека в науке, образовании и социальной практике. Эта школа возникала на организованной им кафедре практической психологии, которая трансформировалась к моменту создания по его инициативе психолого-педагогического факультета в кафедру психологии человека. Из этой кафедры по его инициативе были созданы – кафедра методов психологического познания, кафедра психологической помощи, кафедра клинической психологии, кафедра организационной психологии. Сотрудники этих кафедр развивали методологию и проблематику интегративного подхода к психологии человека как целостного проявления личности в социальном взаимодействии людей.
В результате возникли новые направления и школы интегративной психологии, возглавляемые профессорами: С.Т. Посоховой и доцентами З.Ф. Семёновой, А.Н. Кошелевой, В.В. Хороших - комплексная психодиагностика; И.А. Горьковой - интегративная психология делинквентного и девиантного поведения; И.С. Клециной - интегративная психология гендерных отношений; Е.Ю. Коржовой - интегративная психология человека как субъекта жизненного пути; Б.А. Еремеевым - интегративная психометрика мнений; Е.П. Кораблиной - интегративная психологическая помощь; З.В. Сикевич - интегративная социология этнических отношений; М.Я. Дворецкой - интегративная антропология; Н.Н. Королевой - психологическая семиотика; А.В. Микляевой - интегративная психология возрастных взаимоотношений; В. Ананьевым - интегративная психотерапия; С.А. Кулаковым - интегративная психосоматика; Л.А. Регуш - интегративная психология образования учителей; И.А. Баевой - интегративная психология безопасности жизнедеятельности людей; В.Х. Манеровым - интегративная психология совести; А.А. Грачевым - интегративная организационная психология; Е.К. Веселовой - интегративная психология нравственной личности. Успешно развивается интегративная психология семейных отношений лидером этого направления доцентом С.А. Векиловой. Заметный вклад в методологию интегрального синтеза сделан доцентом С.А. Безгодовой. Зарождаются и другие направления интегративного подхода в науке, образовании и социальной практике.
За 30 лет (1987-2017 годы) становления этой школы было подготовлено более десяти докторов наук и более шестидесяти кандидатов наук. За этот период В.Н. Панферов организовал три диссертационных совета по пяти научным специальностям, которыми последовательно руководил до 2011 года. Под его непосредственным руководством защитились 5 докторов наук и 22 кандидата наук.
Сотрудниками этой школы были написаны современные учебники по основным психологическим дисциплинам для фундаментальной и практической подготовки профессиональных психологов.
Научные публикации: более 200 научных публикаций.
Основные публикации:
Статьи:
Восприятие изображений человеческих лиц // 18-й Международный психологический конгресс-М., 1966, т. 3. (на русском и английском языках)
К вопросу о восприятии человеческих лиц // Человек и общество. - Л. изд-во ЛГУ, 1967, вып. 2.
Классификация социально-психологической интерпретации личности // Вестник ЛГУ, 1970, №23.
Психология общения // Вопросы философии. - №7, 1971.
Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. – 1974, №2.
Внешность и личность // Социальная психология личности. – Л., Знание, 1974.
Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров проекта // Вестник ЛГУ. – 1978, №23. Совместно с Э.С. Чугуновой.
Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического воздействия. – Иванов. ИвГУ, 1978.
Обучение группы операторской деятельности // Новые исследования в психологии. – М., Педагогика, 1979. Совместно с С.М. Михеевой.
Функциональная структура деятельности клубных работников // Клубный работник: личность и деятельность. – Л., 1980.
Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. – 1982, №5.
Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе // Вопросы психологии. – 1983, №2.
Социально-психологический климат – потенциал развития личности и коллектива // Советская педагогика. 1983, №8. Совместно с А.Г. Ковалевым.
Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар,1983.
Предметно-практическое, речевое и когнитивное взаимодействие в диадах (англ. яз.) // Исследования советской социальной психологии. Берлин. Хайделберг, Нью-Йорк, Токио, 1986. Совместно с С.М. Михеевой.
Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал, 1987, №4.
Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. – М., АН СССР, 1989.
Принципы построения курса «Психология человека» // Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. – М., 1991.
Психологический анализ проблем, возникающих в работе воспитателя детского сада // Вопросы психологии. № 4, 1991. Совместно с Е.В. Красной.
Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журнал т.13, №3, 1992. Совместно с В.Н. Куницыной.
В поисках целостного подхода в психологии // Вестник РГНФ, № 1, 1996.
Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Псiхалогiя. Вып. 7, Мiнск, 1997.
Интегративный подход к психологии человека // Психология человека: интегративный подход. СПб, 2000.
К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии. Сб. статей, СПб, РГПУ, 2003.
Интегративный подход в образовании // Жур. «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», 3(6), 2003.
К вопросу о качестве образования // Вестник СЗО РАО, вып. 9, СПб, 2005.
Психолого-педагогические проблемы модернизации образования в России // Вестник СЗО РАО вып. 10, СПб, 2006.
Рефлексия идей Б.Г.Ананьева и их развитие в моем профессиональном сознании // Психологический журнал. Том 28 №5, 2007.
Modernizacja wykształcenia w Rosji (Модернизация образования в России) // Studia hsychologiczno-pedagogiczne.Tom 1. Wyżska Szkola Administracji w Bielsku-Bialej, 2007.
Методология научного мышления Б.Г.Ананьева // Вестник СПбГУ Сер.12, Вып.1, 2008.
Теоретические следствия из опыта познания человека человеком // Вестник СПбГУ. Психология. Социология. Педагогика. Серия 12, вып.: 3, ч. 2, 2009.
Методологические последствия изучения социальной перцепции // ж.: Методология и история психологии». Т. 4, вып. 3, 2009.
Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. М., 2015, т. 36, № 1. Совместно с С.А. Безгодовой.
Человекознание Ананьева Б.Г. как методология психологической науки // Вопросы психологии, № 4, 2017. Совместно с З.В. Сикевич.
Монографии:
Методы социальной психологии – Л, ЛГУ, 1977. Главы: Групповая оценка личности. Эксперимент. Совместно с Э.С. Чугуновой и В.П. Трусовым.
Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Изд-во Мысль, 1983.
Главы: О сущности социально-психологического климата. Взаимоотношения в первичных коллективах. Методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений. Гомеостатическая методика. Динамика мнений в коллективе.
Психология человеческих отношений. Избранные труды. СПб, АНО ИПП, 2009.
Интегральный синтез психологии человека: в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
Социальная психология общения. М., 2017. Глава: Методологический конструкт общения.
Психология общения: школа академика А.А.Бодалева. М.: РШБА, 2017. Глава: Категориальный базис и проблемные поля психологии общения.
Интегративный подход в общей и социальной психологии. СПб, 2017. Глава: Методология интегрального синтеза психологического познания человека.
Учебные пособия:
Психология человека (программа интегративной учебной дисциплины). РГПУ им.А.И. Герцена, СПб, «образование», 1992.
Основы социально-психологической теории. Учебное пособие. – М., Международная педагогическая академия. – 1995. Главы: Понятия и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Понятия и виды общения. Совместно с А.А. Бодалевым.
Психология человека: человек и его психические свойства. Изд-во БПА, СПб, 1996.
Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. Учебное пособие. Изд-во БПА, СПб, 1997.
Практическая психология - профессия XXI века. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, СПб, 1999.
Психология человека. СПб, Изд-во Михайлова. 2000, 2002.
Основы психологии человека. СПб, изд-во «Речь», 2009. Совместно с А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой.
Психология. Учебное пособие. Изд-во «Питер», СПб, 2013.
Научный редактор. Автор введения и параграфов 1.1-1.4.
Общая психология. Теоретические основы. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с М.С. Волохонской и А.В. Микляевой.
Общая психология. Основные психические явления. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с М.С.Волохонской, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.
Методология и проблемы психологии. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с С.А. Безгодовой.
Введение в профессию: психолог. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с Безгодовой С.А., Васильевой С.В., Микляевой А.В.
Данные публикационной активности:
Число публикаций в РИНЦ: 152
Число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ: 1327
Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ: 16
Проекты:
- Грант РГНФ «Психологическое сопровождение начинающих психологов на этапе вхождения в профессиональную деятельность» (2003-2005 гг.). Руководитель гранта.
- Грант РФФИ 06-06-80250 «Семья как среда формирования социальной идентичности младших школьников» (2006-2008 гг.). Руководитель гранта.
- Проект «Исследование социально-психологических аспектов возрастной дискриминации в современном российском обществе», реализованный за счет средств субсидии Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (2009 г.). Руководитель гранта.
- Грант РГНФ 08-06-00297а «а» «Городская идентичность в структуре социальной идентичности жителя мегаполиса» (2008-2010 гг.). Руководитель гранта.
Награды:
Знак жителя блокадного Ленинграда.
Знак Заслуженного работника высшей школы.
Диплом Патриарха психологии.
Памятные медали к юбилейным датам освобождения Ленинграда от фашистской блокады и победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.
Медаль к 300-летию Санкт-Петербурга.
Читаемые курсы (за 2017/2018 гг.):
- Введение в профессию психологов
- Общая психология
- Социальная психология.
- Психология человека
- Психология социальной перцепции
- Методология и методы психологического познания человека
- Психология общения