Панферов Владимир Николаевич
Профессор кафедры психологии человека, доктор психологических наук,
Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена,
Заслуженный работник высшей школы,
Академик Международной академии акмеологических наук,
Академик Балтийской педагогической академии,
Вице-президент Международной Балтийской педагогической академии
Стаж работы общий / по специальности: 60 лет / 52 года
E-mail: v-panferov@mail.ru
Часы приёма: среда 13.00 - 15.00.
Научные интересы:
- Социальная перцепция
- Психология общения
- Методология и методы психологического познания человека
- Психология профессиональной деятельности
- Высшее профессиональное образование психологов
- Интегративный подход к психологии человека и взаимодействию людей в науке, образовании и социальной практике
Владимир Николаевич Панферов является основателем школы интегративной психологии человека в науке, образовании и социальной практике. Эта школа возникала на организованной им кафедре практической психологии, которая трансформировалась к моменту создания по его инициативе психолого-педагогического факультета в кафедру психологии человека. Из этой кафедры по его инициативе были созданы – кафедра методов психологического познания, кафедра психологической помощи, кафедра клинической психологии, кафедра организационной психологии. Сотрудники этих кафедр развивали методологию и проблематику интегративного подхода к психологии человека как целостного проявления личности в социальном взаимодействии людей.
В результате возникли новые направления и школы интегративной психологии, возглавляемые профессорами: С.Т. Посоховой и доцентами З.Ф. Семёновой, А.Н. Кошелевой, В.В. Хороших - комплексная психодиагностика; И.А. Горьковой - интегративная психология делинквентного и девиантного поведения; И.С. Клециной - интегративная психология гендерных отношений; Е.Ю. Коржовой - интегративная психология человека как субъекта жизненного пути; Б.А. Еремеевым - интегративная психометрика мнений; Е.П. Кораблиной - интегративная психологическая помощь; З.В. Сикевич - интегративная социология этнических отношений; М.Я. Дворецкой - интегративная антропология; Н.Н. Королевой - психологическая семиотика; А.В. Микляевой - интегративная психология возрастных взаимоотношений; В. Ананьевым - интегративная психотерапия; С.А. Кулаковым - интегративная психосоматика; Л.А. Регуш - интегративная психология образования учителей; И.А. Баевой - интегративная психология безопасности жизнедеятельности людей; В.Х. Манеровым - интегративная психология совести; А.А. Грачевым - интегративная организационная психология; Е.К. Веселовой - интегративная психология нравственной личности. Успешно развивается интегративная психология семейных отношений лидером этого направления доцентом С.А. Векиловой. Заметный вклад в методологию интегрального синтеза сделан доцентом С.А. Безгодовой. Зарождаются и другие направления интегративного подхода в науке, образовании и социальной практике.
За 30 лет (1987-2017 годы) становления этой школы было подготовлено более десяти докторов наук и более шестидесяти кандидатов наук. За этот период В.Н. Панферов организовал три диссертационных совета по пяти научным специальностям, которыми последовательно руководил до 2011 года. Под его непосредственным руководством защитились 5 докторов наук и 22 кандидата наук.
Сотрудниками этой школы были написаны современные учебники по основным психологическим дисциплинам для фундаментальной и практической подготовки профессиональных психологов.
Научные публикации: более 200 научных публикаций.
Основные публикации:
Статьи:
Восприятие изображений человеческих лиц // 18-й Международный психологический конгресс-М., 1966, т. 3. (на русском и английском языках)
К вопросу о восприятии человеческих лиц // Человек и общество. - Л. изд-во ЛГУ, 1967, вып. 2.
Классификация социально-психологической интерпретации личности // Вестник ЛГУ, 1970, №23.
Психология общения // Вопросы философии. - №7, 1971.
Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. – 1974, №2.
Внешность и личность // Социальная психология личности. – Л., Знание, 1974.
Социально-психологический анализ профессиональной деятельности инженеров проекта // Вестник ЛГУ. – 1978, №23. Совместно с Э.С. Чугуновой.
Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического воздействия. – Иванов. ИвГУ, 1978.
Обучение группы операторской деятельности // Новые исследования в психологии. – М., Педагогика, 1979. Совместно с С.М. Михеевой.
Функциональная структура деятельности клубных работников // Клубный работник: личность и деятельность. – Л., 1980.
Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. – 1982, №5.
Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе // Вопросы психологии. – 1983, №2.
Социально-психологический климат – потенциал развития личности и коллектива // Советская педагогика. 1983, №8. Совместно с А.Г. Ковалевым.
Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар,1983.
Предметно-практическое, речевое и когнитивное взаимодействие в диадах (англ. яз.) // Исследования советской социальной психологии. Берлин. Хайделберг, Нью-Йорк, Токио, 1986. Совместно с С.М. Михеевой.
Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал, 1987, №4.
Психология взаимоотношений в бригадах // Социально-психологические резервы повышения деятельности трудового коллектива. – М., АН СССР, 1989.
Принципы построения курса «Психология человека» // Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. – М., 1991.
Психологический анализ проблем, возникающих в работе воспитателя детского сада // Вопросы психологии. № 4, 1991. Совместно с Е.В. Красной.
Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журнал т.13, №3, 1992. Совместно с В.Н. Куницыной.
В поисках целостного подхода в психологии // Вестник РГНФ, № 1, 1996.
Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Псiхалогiя. Вып. 7, Мiнск, 1997.
Интегративный подход к психологии человека // Психология человека: интегративный подход. СПб, 2000.
К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии. Сб. статей, СПб, РГПУ, 2003.
Интегративный подход в образовании // Жур. «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», 3(6), 2003.
К вопросу о качестве образования // Вестник СЗО РАО, вып. 9, СПб, 2005.
Психолого-педагогические проблемы модернизации образования в России // Вестник СЗО РАО вып. 10, СПб, 2006.
Рефлексия идей Б.Г.Ананьева и их развитие в моем профессиональном сознании // Психологический журнал. Том 28 №5, 2007.
Modernizacja wykształcenia w Rosji (Модернизация образования в России) // Studia hsychologiczno-pedagogiczne.Tom 1. Wyżska Szkola Administracji w Bielsku-Bialej, 2007.
Методология научного мышления Б.Г.Ананьева // Вестник СПбГУ Сер.12, Вып.1, 2008.
Теоретические следствия из опыта познания человека человеком // Вестник СПбГУ. Психология. Социология. Педагогика. Серия 12, вып.: 3, ч. 2, 2009.
Методологические последствия изучения социальной перцепции // ж.: Методология и история психологии». Т. 4, вып. 3, 2009.
Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. М., 2015, т. 36, № 1. Совместно с С.А. Безгодовой.
Человекознание Ананьева Б.Г. как методология психологической науки // Вопросы психологии, № 4, 2017. Совместно с З.В. Сикевич.
Монографии:
Методы социальной психологии – Л, ЛГУ, 1977. Главы: Групповая оценка личности. Эксперимент. Совместно с Э.С. Чугуновой и В.П. Трусовым.
Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Изд-во Мысль, 1983.
Главы: О сущности социально-психологического климата. Взаимоотношения в первичных коллективах. Методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений. Гомеостатическая методика. Динамика мнений в коллективе.
Психология человеческих отношений. Избранные труды. СПб, АНО ИПП, 2009.
Интегральный синтез психологии человека: в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
Социальная психология общения. М., 2017. Глава: Методологический конструкт общения.
Психология общения: школа академика А.А.Бодалева. М.: РШБА, 2017. Глава: Категориальный базис и проблемные поля психологии общения.
Интегративный подход в общей и социальной психологии. СПб, 2017. Глава: Методология интегрального синтеза психологического познания человека.
Учебные пособия:
Психология человека (программа интегративной учебной дисциплины). РГПУ им.А.И. Герцена, СПб, «образование», 1992.
Основы социально-психологической теории. Учебное пособие. – М., Международная педагогическая академия. – 1995. Главы: Понятия и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Понятия и виды общения. Совместно с А.А. Бодалевым.
Психология человека: человек и его психические свойства. Изд-во БПА, СПб, 1996.
Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. Учебное пособие. Изд-во БПА, СПб, 1997.
Практическая психология - профессия XXI века. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, СПб, 1999.
Психология человека. СПб, Изд-во Михайлова. 2000, 2002.
Основы психологии человека. СПб, изд-во «Речь», 2009. Совместно с А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой.
Психология. Учебное пособие. Изд-во «Питер», СПб, 2013.
Научный редактор. Автор введения и параграфов 1.1-1.4.
Общая психология. Теоретические основы. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с М.С. Волохонской и А.В. Микляевой.
Общая психология. Основные психические явления. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с М.С.Волохонской, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.
Методология и проблемы психологии. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с С.А. Безгодовой.
Введение в профессию: психолог. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 2017. Совместно с Безгодовой С.А., Васильевой С.В., Микляевой А.В.
Данные публикационной активности:
Число публикаций в РИНЦ: 152
Число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ: 1327
Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ: 16
Проекты:
- Грант РГНФ «Психологическое сопровождение начинающих психологов на этапе вхождения в профессиональную деятельность» (2003-2005 гг.). Руководитель гранта.
- Грант РФФИ 06-06-80250 «Семья как среда формирования социальной идентичности младших школьников» (2006-2008 гг.). Руководитель гранта.
- Проект «Исследование социально-психологических аспектов возрастной дискриминации в современном российском обществе», реализованный за счет средств субсидии Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (2009 г.). Руководитель гранта.
- Грант РГНФ 08-06-00297а «а» «Городская идентичность в структуре социальной идентичности жителя мегаполиса» (2008-2010 гг.). Руководитель гранта.
Награды:
Знак жителя блокадного Ленинграда.
Знак Заслуженного работника высшей школы.
Диплом Патриарха психологии.
Памятные медали к юбилейным датам освобождения Ленинграда от фашистской блокады и победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.
Медаль к 300-летию Санкт-Петербурга.
Читаемые курсы (за 2017/2018 гг.):
- Введение в профессию психологов
- Общая психология
- Социальная психология.
- Психология человека
- Психология социальной перцепции
- Методология и методы психологического познания человека
- Психология общения