ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт психологииКафедрыКафедра психологии человекаПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫКлецина Ирина Сергеевна

 

Клецина Ирина Сергеевна

 

 

Профессор кафедры психологии человека, доктор психологических наук, профессор

 

 

Стаж работы общий / по специальности: 42 года / 34 года

 

E-mail: irinaklyotsina@mail.ru

 

Часы приёма: понедельник (в/н) 13.00 - 13.30; 15.00 - 15.30.

 

Научные интересы:

  • теоретическая и прикладная социальная психология
  • гендерная проблематика в психологии

 

Клецина И.С. является основателем гендерного направления в психологической науке в России. Автор первых отечественных учебно-методических работ по гендерной психологии (Гендерная социализации. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998; Практикум по гендерной психологии / Под ред И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003). Автор первой отечественной монографии, посвященной проблеме гендерных отношений в психологии (Психология гендерных отношений: теория  практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004.). Клецина И.С. - первый отечественный доктор психологических наук, кто защитила диссертацию по гендерной проблематике. 
Клецина И.С. известный специалист по социальной психологии. Она читает лекции по социальной психологии студентам, магистрантам, аспирантам. Под ее редакцией издан учебник «Социальная психология» (2016) и «Практикум по социальной  психологии» (2008). 
С 2003 года – по настоящее время Клецина И.С. является руководителем лаборатории психологии гендерных отношений, существующей как подразделение Института педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена.
Под руководством И.С. Клециной защищены пять кандидатских диссертаций.

 

Научные публикации:


Всего опубликовано более 170 научных и научно-методических работ.

 

Книги:
1. 
Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. Москва : Проспект, 2017. – 144 с.

2. Социальная психология. Учебник и практикум / Под ред. И.С. Клециной. М.: Юрайт. 2016. (в соавт.) 

3. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2009. (в соавт.) 

4. Практикум по социальной  психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2008. (в соавт.)

5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория  практика. Монография. СПб., Алетейя, 2004.

6. Практикум по гендерной психологии / Под ред И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. (в соавт.)

7. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998.

 

Статьи:

1. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в отечественной психологии: итоги и перспективы// Вестник Северо-восточного федерального университета  им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия» № 3 (07). 2017. С. 63-74.

2. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Нормы мужского и женского поведения в оценках студенческой молодежи// Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. Т.17. № 3. 2016. с. 61-72.  

3. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Опросник «Нормы мужского поведения» и возможности его использования для изучения особенностей взаимодействия мужчин и женщин с жизненными ситуациями // Практикум по психологии жизненных ситуаций. Учебное пособие / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ООО «Фирма Стикс», 2016. 
4. Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. № 3. С. 30–45. 
5. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами // «Женщина в российском  обществе». Российский научный журнал. № 1 (74) – 2015. с. 4-17.
6. Клецина И.С., Чикалова Е.А. Взаимосвязь норм маскулинности и социальных представлений о содержании поведения в рамках отцовской роли // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. № 2. Т. 5. Психология. 2013. С. 24-35. 
7. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Результаты первичного этапа адаптации российского аналога опросника «Мужские нормативные установки». Психологические исследования, 2013, 6 (32), 6. http://psystudy.ru 
8. Клецина И.С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания // «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. № 2 (67) – 2013. - С. 3-13. http://humanpsy.ru/
9. Клецина И.С. Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 1. Т. 5. Психология. 2013. С. 53-62. http://humanpsy.ru/ 
10. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83-92.
11. Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 4. Т.5. Психология. 2011. С. 107-119. http://humanpsy.ru/ 
12. Клецина И.С. Роль педагогического сопровождения  в процессе гендерной социализации школьников//Педагогическое сопровождение гендерного самоопредения личности: проблемы опыт и перспективы социальных институтов: материалы Международной научно-практической конференции г. Киров, ВятГГУ, 19-20 октября 2010 года / под ред. Т.В.Маловой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 50-54. http://humanpsy.ru/
13. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. № 4 (3), Киров, 2010. С. 120-125.
14. Клецина И.С. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. № 2 (Том 5). 2010. Психология. С. 38-50. (в соавт.). http://humanpsy.ru/
15. Клецина И.С. Трансформации гендерных отношений в российской семье // Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы Третьей международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории), 1-3 ноября 2010 г., Череповец – М.: ИЭА РАН, 2010 . т.1.  С.284-291. http://humanpsy.ru/
16. Клецина И.С. Гендерная компетентность студентов и студенток вузов, готовящих специалистов для «мужских» и «женских» профессий // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всерос. Науч.-практ. конф./ под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 224-227. http://humanpsy.ru/
17. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности //«Женщина в российском  обществе». Российский научный журнал. № 3 – 2009. С. 29-41. http://humanpsy.ru/
18. Клецина И.С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия// Жизнь без насилия. Материалы научно-практического семинара «Домашнему насилию НЕТ»/ Под ред. С.Л. Акимовой. – СПб.: Островитянин, 2009. С. 7-30. http://humanpsy.ru/
19. Клецина И.С. Компетентность в области гендерных отношений // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях/ Под ред. В.Н. Панферова, В.В.Семикина, Н.Б. Лисовской. Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. С. 169-199.
20. Клецина И.С. Гендерные группы как субъекты гендерных отношений// Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. С. 203-214.
21. Клецина И.С. Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера: Учебно-методический комплекс/ Под ред. проф. И.С. Клециной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 128-171.
22. Клецина И.С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления// Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44. http://humanpsy.ru/
23. Клецина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования// «Женщина в российском  обществе». Российский научный журнал. № 3 (44). - 2007. - С. 60-65. http://humanpsy.ru/
24. Клецина И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в  высшей школе// Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. С. 105-109. http://humanpsy.ru/
25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня // Российское общество. Гендерное измерение. Сборник научных статей. Иваново, 2006. С. 46-69. http://humanpsy.ru/
26. Клецина И.С. Гендерная психология// Большая Российская энциклопедия: В 30 Т./ Отв. ред. С.Л.Кравец. Т.6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. С. 533-534.
27. Клецина И.С. Гендерные отношения в семье: дифференцированность и иерархичность супружеских ролей// Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 4.  С.  32-57. (в соавт.) 
28. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека//Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. Малиновой О.Ю. и Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005. С. 167-184. http://humanpsy.ru/
29. Клецина И.С. Психология гендерных отношений (автореферат докторской диссертации). СПб., 2004.
30. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 3 (6). Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. СПб., 2003. С. 154-166.
31. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии//Вопросы психологии, № 1, 2003. С. 61-78.
32. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 181-191.
33. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 4.(28). 2001. С.162-179.

 

Данные публикационной активности:

Число публикаций в РИНЦ: 133

Число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ: 1862

Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ: 16

 

Проекты:

2012 г. - исследователь в проекте «Гендерное равенство в рекламе», поддержанного Информационным Бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге (Россия, СПб).

2012 г. – исследователь в проекте «Гендерная социализация в дошкольных образовательных учреждениях», поддержанного Информационным Бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге (Россия, СПб).

2011 г. – эксперт и преподаватель в проекте «Усиление гендерной осведомленности муниципалитетов через исследование и обучение для деятельности» поддержанного Информационным Бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге (Россия, СПб).

2010 г. - преподаватель в образовательном проекте "Внедрение гендерного подхода в работу администраций районов Санкт-Петербурга" (для координационных советов по реализации политики гендерного равенства), поддержанного Информационным Бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге (Россия, СПб).

2009 г. – участник проекта «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук» выполняемому в рамках мероприятия 1.4 «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах» направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», в соответствии с приказом Рособразования № 664 от 18 июня 2009 г.

2007-2008 гг. – руководитель модуля «Технологии конструирования гендера», разработанного в процессе реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

2006 г. - эксперт и исследователь в российско-финском проекте по гендерному равенству "Через сотрудничество - к гендерному равенству". Основные участники проекта:  Центральный союз женских организаций (Финляндия, Хельсинки) и Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы "Норден" (Россия, СПб).

2005 г. – консультант и преподаватель в проекте «Внедрение гендерного компонента в практику РR». Проект поддержан Фондом Гендерного Равенства (Канада).

2005 г. - эксперт в проекте «Аналитико-информационный ресурсный центр для сообщества экспертов по гендерному равенству», который осуществлен при поддержке Фонда Макартуров. 

2004 г. – исполнитель (ведущая семинаров) в  российско-канадском проекте «Гражданская и политическая ответственность женщин в российском обществе».

2001 г. - Грант фонда Сороса в рамках конкурса «Гендерное образование» (Женская сетевая программа) – руководитель проекта

1999 г. - Грант фонда Сороса в рамках конкурса «Гендерное образование» (Женская сетевая программа) - руководитель проекта.

 

Общественная деятельность:

Член Координационного совета по вопросам равноправия мужчин и женщин. Координационный совет функционирует при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга. 

Член редколлегии журнала «Женщины в российском обществе», входящего в список ВАК. 

 

Повышение квалификации:

2017 г.: Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной программы высшего образования, 16 часов.

2017 г.: Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза, 16 часов.

2014-2015: Российская психология в пространстве мировой науки: проблемы и перспективы интеграции, 48 часов.

 

Читаемые курсы (за 2017/2018 гг.):

 для студентов:

•  Социальная психология с практикумом

•  Психология гендерных отношений

для магистрантов:

•  Современные проблемы социальной психологии

для аспирантов:

•  Социальная психология 

 

 

Последнее изменение: 20 марта 2018 г. в 16:19:26
Автор: Рудыхина Ольга Валерьевна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором