Кожевникова Маргарита Николаевна
Образование: высшее, Новосибирский Государственный Университет, Гуманитарный факультет, специальность — преподаватель, филолог со знанием иностранного языка» (японского). Изучала тибетский язык, стажировалась в Индии.
Опыт работы: переводила с японского, английского, тибетского языков, преподавала языки детям и взрослым; занималась научными исследованиями в области востоковедения (буддологии, тибетологии); в области философии образования.
Повышала квалификацию и осуществляла переквалификацию в качестве соискателя на кафедре социальной философии Философского факультета СПбГУ в 2005 — 2009 гг., работала над исследованием по философии образования, защитила кандидатскую диссертацию.
Работа по проектам: по заказу министерств образования республик Калмыкии и Тывы консультировала разработку национальных проектов образовательных программ, проводила республиканские семинары; составляла хрестоматии, книги для чтения и участвовала в коллективном создании учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (по темам буддийской и индийской культуры).
В 2010-2012 вела проект Семинара по философии и искусству образования, в 2011-2014 организовывала и выступала руководителем конференций-коллоквиумов по философии образования (в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге и помимо их).
С 2011 возглавляю проект «Образование человека»: являлась директором общественной организации «Образование человека», впоследствии – общественного движения. https://o-ch.ru
С 2017 являюсь координатором международного проекта: инициативы «Human education in the 3rd millemium». https://humaneducation.net
Участие в общественных организациях:
Являюсь членом Российского философского общества; Союза ученых С.-Петербурга; Philosophy of education Society of Great Britain (Общество философии образования, Великобритания).
Опыт научной работы:
1993-2012 – Научный сотрудник, старший научный сотрудник в СПб ИИЕТ РАН
2013 — 2014 – Старший научный сотрудник в ФГНУ «Институт педагогики и образования взрослых РАО».
2015-2018 – Ведущий научный сотрудник в ФГНБУ «Институт управления образованием РАО»
2019 — - Заведующая Научно-исследовательской Лаборатории проблем социальной поддержки личности, Института педагогики РГПУ им. Герцена
Области научного интереса:
Социальность в образовании; педагогическое образование; теория субъектности в философии образования; педагогическая автономия; самосознание учителя; обучающееся педагогическое сообщество; воспитание; педагогическая гуманитарная рефлексия; духовно-нравственное образование; гуманитарные образовательные исследования; практическая философия в образовании.
Основные публикации М. Н. Кожевниковой по философии образования и образованию:
Концепции, монографии, книги:
Горизонты новой социальности в образовании / Колл. моногр. Отв. ред. М.Н. Кожевниковой. — СПб.: Изд-во РХГА, 2015. – 447 с. (Кожевникова М.Н. Гл. I. Образование социума и социум образования. Гл. V. Социализация в образовании, культивирование конформности, нонконформизм. – С. 12-193, 366-428).
Кожевникова М.Н. Концепция учительской философии образования // Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. – СПб.: Изд. «Лема», ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. – С. 78 – 131.
[Кожевникова М.Н. Автор-сост., ред.] Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. – СПб.: Изд. «Лема», ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. – 176 с.
М.Н. Кожевникова. Учение: книга о философии образования в буддизме в текстах, примерах и размышлениях / Кожевникова М.Н. – СПб.: Алетейя, 2014. –272 с.
[Кожевникова М.Н. Автор-сост., ред.] Образование человека. Философия образования: Семинар / СПб.: Изд. «Лема», 2011. – 320 с.
Учебно-методические издания:
[Кожевникова М.Н.] «Беседы о жизни и смерти» (сборник буддийских текстов) / Автор-составитель Кожевникова М.Н. Рекомендовано к изд. МинОбр Республики Тыва. – М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2017. – 128 с.
Кожевникова М.Н. Глава «Духовные сокровища Индии» // Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока: учебник-тетрадь / Любимова О.Е., Козырев Ф.Н, Кожевникова М.Н. и др. Под ред. Ф.Н. Козырева. — СПб: РХГА, 2011. 2-е испр. изд. 2013. — С. 3-16.
Кожевникова М.Н. Глава «Четыре благородных истины Будды» // // Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока: учебник-тетрадь / Любимова О.Е., Козырев Ф.Н, Кожевникова М.Н. и др. Под ред. Ф.Н. Козырева. — СПб: РХГА, 2011. 2-е испр. изд. 2013. C. 17-28.
[Кожевникова М.Н.] «Лотосовый сад». Хрестоматия буддийской литературы. Для детей среднего школьного возраста/ Автор-составитель Кожевникова М.Н. – СПб.: Нартанг, 2011. – 343 с.
Научные статьи:
Кожевникова М. Н. «Россия, не имеющая границ» (Концепты российской ментальности: к проблемам развития образования) // Гуманитарные Ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. — С. 88-110.
Кожевникова М. Н. Междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // Человек и образование. — 2019, №1, с. 183-188.
Кожевникова М. Н. «Сопротивляясь менеджеризму» — управление для творческого автономного рефлексивного учителя // Человек и образование, 2018, №2, с. 195-199.
Кожевникова М. Н. Самоосвобождение учителя: гуманитарная рефлексия и критическое педагогическое мышление// Социология образования, 2017. №6. – С. : 103-109.
Кожевникова М. Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами // Человек и образование. 2017. №6. – С. : 25-31.
Кожевникова М.Н. 100 лет спустя: современное образование «перед лицом Дьюи» // Педагогика 2017. – С.115-125.
Кожевникова М.Н. Российская цивилизация, менталитет и стратегические задачи образования// Социум и власть, № 4 (66), 2017, с. 36-42.
Кожевникова М. Н. К пониманию педагогической рефлексии: обоснование гуманитарной модели рефлексии учителя // Вестник НГПУ, т.7, № 6. 2017.
Кожевникова М.Н. Тренинги: «педагогические этюды» и искусство педагога Вестник МГПУ, серия «Философские науки», 2017, № 1 (21), с. 103-111.
Кожевникова М.Н. Социальность учителей: внешние и внутренние условия// Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 237-248.
Кожевникова М.Н. Ситуация несогласия и конфликта — резерв для социальности в образовании // Преподаватель XXI век. 2016. № 3- ч.1. С. 42-52.
М. Н. Кожевникова. Видение учителя А. Ивановой, посланной на курсы повышения квалификации, случившееся после занятия по теме «Человек в лабиринте мира: уроки Я. А. Коменского» (Социальная образовательно-философская аллегория) // Профессиональное развитие учителя в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы V Педагогических чтений в рамках Санкт-Петербургского образовательного форума (СПб., 22 марта, 2016 г. – СПб.: Петершуле, 2016. – С.157-179.
Margarita Kozhevnikova, Desire in Buddhism and the concept of «Child people” and »True adults” // Desire: The Concept and Its Practical Context. — Transaction Praxiology, volume 24. – P.135-155.
Кожевникова М. Н. Проблемы российской ментальности и перспективная модель российского образования XXI в. // Роль менталитета в функционировании государства: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25 марта 2016 г. / Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь ; Ин-т истории НАН Беларуси. – Минск: Колорград, 2016. – 266 с. – C.208 – 213
Кожевникова М.Н. «Творческий самостоятельный рефлексивный учитель»: модель подготовки педагога» // Человек и образование – 2016. – № 1(42). – С.115-121.
Кожевникова М.Н. Автономия учителей// Образовательная политика, №4 (74), 2016, с. 47-59.
Кожевникова М.Н. Социальность подлинная и ложная как проблема философии образования //Социология образования. – 2016. — № 05. – С.44-54.
Кожевникова М.Н. «Творческий самостоятельный рефлексивный учитель»: модель подготовки педагога» // Человек и образование – 2016. – № 1(42). – С.115-121.
Кожевникова М.Н. Субъектность ученика и автономия учителя: образовательно-философский анализ // Человек и образование – 2015. – № 1(42). – С. 63-67.
Кожевникова М.Н. Социальная общность как проблема. И как миссия образования // Социум и власть, № 6 (56) 2015. — С.64-71.
Соколова И.И., Кожевникова М.Н., Шевелев А.Н. Методология исследования педагогического образования на современном этапе развития науки// Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 4-8.
Кожевникова М.Н. Социальная миссия образования» // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии 2015. №4 (30). С.54 — 62
Кожевникова М.Н. Философские основания содержания современного педагогического образования // Человек и образование. 2015. № 3 (44). – С. 38-44.
Кожевникова, М.Н. «Знающий выбирает свой путь всем сердцем…» Личная миссия учителя // Учитель наедине с собой, сб. науч. статей / Ред.-сост. М.Н. Кожевникова. – СПб.: Изд. «Лема», ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. — С.41-58.
Кожевникова М. Н. Протест и солидарность в образовании // Социум и власть – 2014. – №2. – С. 24 – 30.
Кожевникова М. Н. Язык педагогики // Вопросы образования – 2014. – №3. – С.283-302.
Кожевникова, М. Н. Концепт «Роста-развития» у Дьюи как метод и результат // Философия образования, 2013. - №5. — C.122-130
Кожевникова, М. Н. О подходах к моделированию педагогического образования/ М. Н. Кожевникова // Человек и образование – 2013. — №4 (37).- С.50-54
Kozhevnikova M. (2013) Teacher in oneself and with oneself, In Acta paedagogica, no. 31. – Pp. 95 – 109.
Kozhevnikova Margarita.«Childish people» and «true adults»: concepts of the educational model. A paper given at 23rd Word Congress of Philosophy, August 4, 2013, Athens. – 6 p. /
Kozhevnikova Margarita // XXIII Word Congress of Philosophy. Philosophy as inquiry and way of life. Abstracts. Athens, 04-10 August 2013, University of Athens, School of philosophy, University Campus – Zografus. — P. 365.
Кожевникова М.Н. Curriculum и идентичность // Ценностные миры современного человечества. СПб., СПбГУ. 2012. — С. 359-370.
Другие научные публикации:
Кожевникова М. Н. Буддийская феноменология бессамостности: Опыт анализа концептов «Я» и «просто-я» Чже Цонкапы/ М. Н. Кожевникова // Вопросы философии, № 7, 2018. – 156-165.
Образование и философия образования в буддизме — статья в энциклопедию // Философия буддизма: энциклопедия / отв. Ред. М.Т. Степанянц; И-т философии РАН. – М.: Вост. Лит., 2011. — С. 511-516
Кожевникова М.Н. К критериям научности: возможен ли «алгоритм» оценки научности. // Наука — творчество – образование. Сб. науч. тр. II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти профессора Георгия Федоровича Миронова. – Ульяновск, 2010. – С.112-117.
Кожевникова М.Н. Философские заметки о «Четырех сотнях строф» Арьядевы // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Изд-во СПбГУ. 2010. – С. 10-25. (0,8 п.л.)
Кожевникова М.Н. Утвердительная и отрицательная логика «Четырёх сотен строф» Арьядевы // V Российский философский конгресс. Наука. Философия. Общество. Материалы. Т. 2. Новосибирск, 2009 г. С. 98.
Кожевникова М.Н. Проблема метода в науке и герменевтические подходы (на примере востоковедческих исследований) // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научной конференции: в 5 т. (под ред. Е.В. Дегтярева, Д.А. Теплых). Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. т. 3. С. 109-114.
Кожевникова М.Н. Буддийская модель философии образования // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 6: Философия. Социология. Политология. Культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. С. 132-135.
Кожевникова М.Н. Буддизм как философия образования// «Религиоведение». 2009, № 2. С. 56-63.
Также другие публикации, всего – больше 70.