История кафедры
Кафедра воспитания и социализации ведет свою историю с появлением кафедры социальной педагогики, которая была организована в 1993 году в то время, когда в стране появились первые законодательные акты, направленные на создание института помогающих профессий и подготовку социальных педагогов и специалистов по социальной работе. Ее возглавила доктор педагогических наук, профессор Светлана Алексеевна Расчетина. Это был период творческого поиска, представленного разными направлениями деятельности сотрудников кафедры. Социальная педагогика стремительно развивалась как теория оказания поддержки незащищенным группам детского населения, практика решения социальных проблем, область исследования новой социальной реальности, и, самое главное, — область образования, подготовки специалистов помогающих профессий.
Становление кафедры осуществлялось в трудные 90-е годы ХХ века. Образовательные задачи, связанные с подготовкой социальных педагогов, рассматривались как первоочередные, нуждающиеся в глубоком осмыслении социальной практики, реальных жизненных проблем социально незащищенного ребенка. В поле зрения сотрудников кафедры находились нарушения в области социальных и педагогических процессов. Во-первых, это касалось основ семейного воспитания (здесь констатировалось нарушение детско-родительских связей); школьного воспитания (школа стремилась стать скорее образовательным, чем воспитательным учреждением); общественного воспитания (были распущены детские организации, стали платными и, следовательно, недоступными для многих детей учреждения художественно-творческой и спортивной деятельности). Во-вторых, это касалось нарушений в области образования ребенка. Положительный процесс обретения школой «своего лица» стал сопровождаться отрицательной тенденцией отторжения от нее группы социально незащищенных детей. В-третьих, на этапе перестройки стали изживать себя привычные механизмы поддержки ребенка. Снизилась роль поддержки, оказываемой ребенку членами «большой семьи» (как это было в XIX веке), рабочего коллектива (как это было в XX веке). Постоянное общение с практиками высвечивало проблему социального сиротства как источника беспризорности и безнадзорности, скопления на улицах города нищенствующих детей. Тесные контакты побуждали к поиску таких структур, которые были заинтересованы в неотложном решении социальных проблем. В конце 90-х годов кафедра принимала непосредственное участие в разработке концепций разных учреждений, нацеленных на социальную защиту беспризорного ребенка: семейная модель реабилитации, школа мобильного обучения. В период своего становления и развития кафедра расширяла диапазон образовательной деятельности. Наряду с отделением, ориентированным на подготовку социальных педагогов, было открыто отделение, нацеленное на подготовку специалистов по социальной работе. В 2018 году 8-10 ноября состоялся Международный социально-педагогический форум, посвященный 25-летию кафедры воспитания и социализации.