ЦЕНТРЫ ИНСТИТУТА
Решение социально-экономических и культурно-образовательных проблем северных регионов во многом связано с развитием образования коренных народов Севера как важнейшей части региональной политики российского государства.
Особая роль в этом принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.
История института корнями уходит в многолетние традиции педагогического образования в Герценовском университете и неразрывно связаны с историей зарождения, развития и становления образования народов Севера в России, т.е., по сути, с историей развития и сохранения языков и культур северных этносов. И в этом смысле институт народов Севера — уникальный феномен российского образования. Вклад института в развитие североведения и подготовку кадров для северных регионов отмечен в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132- р).
В ИНС обучаются студенты из более чем 20 северных регионов России; по этническому составу студентов и преподавателей, по количеству преподаваемых и исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России. На сегодняшний день в институте обучаются по очной (бакалавриат, специалитет, магистратура) и заочной формам более 300 студентов, в том числе КМНС (вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, ульта (ороки), ительмены, саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры).
Студенты представляют такие регионы Севера, как: Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Республика Коми, Сахалинская область, Ленинградская область, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, Чукотский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Тыва, Республика Бурятия, Кемеровская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
В контексте модернизации системы образования и перехода на многоуровневую систему подготовки ИНС разработаны и внедрены инновационные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами 3 поколения. Институт осуществляет подготовку по следующим бакалаврским и магистерским программам:
БАКАЛАВРИАТ
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Образование в области родного языка и литературы»
Форма обучения — очная
Получаемая квалификация — бакалавр
Нормативный срок обучения — 4
Срок действия государственной аккредитации до 01.04.2019
Требования к начальной подготовке:
Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о среднем профессиональном образовании (диплом)
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Культурологическое образование»
Форма обучения — очная
Получаемая квалификация — бакалавр
Нормативный срок обучения — 4
Срок действия государственной аккредитации до 01.04.2019
Требования к начальной подготовке:
Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о среднем профессиональном образовании (диплом)
Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование»
Форма обучения — очная
Получаемая квалификация — бакалавр
Нормативный срок обучения — 4
Срок действия государственной аккредитации до 01.04.2019
Требования к начальной подготовке:
Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о среднем профессиональном образовании (диплом)
МАГИСТРАТУРА
Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»
Магистерская программа «Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании»
(см. описание программы в электронном атласе http://atlas.herzen.spb.ru)
В структуре ИНС действуют 4 кафедры (кафедра алтайских языков, фольклора и литературы; кафедра палеоазиатских языков, фольклора и литературы; кафедра уральских языков, фольклора и литературы; кафедра этнокультурологии), кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов НСC и ДВ, музей истории ИНС, фольклорный театр-студия «Северное сияние». Эта инфраструктура обеспечивает, с одной стороны, возможность преподавания до 23 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: тунгусо-маньчжурские языки (эвенкийский, эвенский, ульчский, удэгейский, орокский (ультинский), нанайский); тюркские языки (долганский); самодийские языки (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорские языки (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатские языки (эскимосский, алеутский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), причем преподавание нганасанского, долганского, ительменского, энецкого, ультинского и некоторых других языков осуществляется только в институте народов Севера; с другой стороны, реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).
Профессорско-преподавательский состав ИНС объединяет 12 профессоров, 24 доцента, 2 старших преподавателей, 8 ассистентов, из них 25 человек являются представителями коренных народов Севера. Преподаватели ИНС являются авторами научных разработок, учебно-методических изданий по родным языкам, фольклору и литературе, традиционным знаниям (буквари, учебники, учебные пособия, словари). 90% всех учебников и учебных пособий для школ, колледжей, вузов регионов Севера написаны преподавателями и выпускниками института.
Аспирантура является третьим уровнем высшего образования для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации с целью проведения научных исследований, подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В институте реализуются программы высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС ВО по двум кафедрам: кафедра этнокультурологии, кафедра уральских языков, фольклора и литературы. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав является гарантией качества подготовки аспирантов. Научными руководителями являются доктора наук, активно занимающиеся научными проблемами и вопросами образования по профилю кафедр, обеспечивающих преемственность педагогических традиций в институте народов Севера.
Обучение проводится на бюджетной и контрактной основе по очной и заочной формам.
Сроки обучения:
по очной форме – 3 года.
по заочной форме – 4 года.
Кафедра этнокультурологии
24.00.01 Теория и история культуры (культурология)
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (культурология)
Кафедра уральских языков, фольклора и литературы
10.02.02 Языки народов России (языки малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока)
10.01.02 Литература народов Российской Федерации (литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока)
За последние 15 лет в защищено более 20 диссертаций докторские и кандидатские, из них по языкам, литературам и культурам народов Севера (юкагирский, эвенский, эвенкийский, хантыйский, долганский, эскимосский и др.).
За последние 3 года преподаватели ИНС приняли участие более чем в 100 конференциях, в международных и всероссийских. По результатам исследований преподавателей ИНС только за последний период издано более 300 научных и научно-методических трудов (монографий, статей, учебно-методических пособий для школ и вузов).
Важнейшим направлением деятельности ИНС является организация целевого приема в Герценовском университете, ведется работа по формированию заявок и набору абитуриентов с администрациями, управлениями образования, департаментами по делам КМНС, образовательными учреждениями регионов Севера. Ежегодные заявки из северных регионов на целевые места подтверждают востребованность подготовленных в институте специалистов на региональном рынке труда. ИНС активно развивает региональные связи, способствующие устойчивому развитию коренных народов Севера. Осуществляется сетевое сотрудничество в рамках сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России», партнерами ИНС выступают профильные вузы по североведческому направлению, научно-исследовательские институты, международные научно-образовательные учреждения: ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, ФГНО «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), а также сотрудничаем с многопрофильными колледжи Ямала, Таймыра, Ненецкого автономного округа и др.
Региональное сотрудничество развивается в области практической подготовки студентов, которые в течение обучения проходят различные виды практик. Базовыми образовательными учреждениями являются школы, гимназии, ведущие профильные музеи Санкт-Петербурга, а также школы северных регионов, где студенты по месту жительства проходят практику с оформлением двустороннего договора. Такой подход обеспечивает погружение в естественную образовательную среду, они преподают родной язык, литературу, историю, прогнозируют свое дальнейшее трудоустройство, а также ведут профориентационную работу в школах ЯНАО, ХМАО, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края, Республики Коми, Сахалинской и Тюменской областей.
Плодотворно развивается международное сотрудничество ИНС. Институт является членом международной Ассоциации ВЕВО («За будущее оленеводческого промысла»), партнером Международного института Циркумполярного оленеводства при Университете Арктики, полноправным членом Университета Арктики. Развивается академическая мобильность студентов с Университетским колледжем Финнмарка (Норвегия), студенты учатся по программам обмена в Финляндии и Корее. ИНС поддерживает научные и культурные связи с зарубежными исследовательскими, образовательными и музейными учреждениями, общественными организациями северных стран — Финляндии, Норвегии, Швеции, Канады, Франции, Японии и др.
Выпускники института, направленные на целевую бюджетную подготовку, имеют возможность работать по специальности в рамках региональных программ по трудоустройству, поэтому институт народов Севера сотрудничает с работодателями: организует встречи с представителями образовательных учреждений, департаментов, министерств северных регионов (Республики Коми и Саха (Якутия), Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и др.).
| |
За успехи в педагогической, научной, творческой, общественной деятельности преподаватели ИНС награждены медалями, дипломами, благодарностями, почетными знаками. Только за последние 2 года получено более 100 наград, в том числе от министерств, департаментов, управлений образованием, образовательных учреждений северных регионов за огромный вклад в дело подготовки педагогических кадров, за самоотверженный труд на благо коренных народов Севера, за тесное сотрудничество по подготовке высококвалифицированных специалистов и научных кадров для регионов Севера» и др. Студенты ИНС побеждают в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
РГПУ им. А.И. Герцена внесен значительный вклад в формирование интеллектуальной элиты коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в формирование кадров национальной интеллигенции. За 90 лет деятельности ИНС было подготовлено более 3 тысяч специалистов по языкам и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Из них более 50 стали писателями, более 60 выпускников стали учеными. Выпускники-герценовцы занимают ключевые позиции в основных сферах образования и культуры северных регионов. Это известные ученые, писатели, художники, журналисты, авторы учебников, учителя, ученые-североведы, общественные и политические деятели.
Институт народов Севера открыт к обсуждению вопросов дальнейшего совершенствования работы в области развития образования коренных малочисленных народов Севера и североведческих исследований.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНСТИТУТЕ