12 — 13 декабря 2019 г. делегация института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития», которая состоялась в Общественной Палате Российской Федерации в г. Москва. Конференция входит в План основных мероприятий по подготовке и проведению в 2019 году в Российской Федерации Международного года языков коренных народов Российской Федерации. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Институт развития родных языков народов Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие руководители сферы образования и науки, воспитатели, учителя, преподаватели, научные работники из более чем 50 субъектов РФ. Участники обсудили важнейшие вопросы, связанные с сохранением языков российских этносов: региональные практики управления этнокультурным образованием; освоение ребенком родного языка в условиях двуязычия; лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России; научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России.
В рамках конференции состоялись Пленарное заседание, Круглый стол, заседания четырёх секций, мастер-классы практикующих педагогов и презентация цифровых образовательных ресурсов.
На открытии конференции с приветствиями к участникам обратились Марков Валерий Петрович, член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Гильмутдинов Ильдар Ирекович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей; Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
На Пленарном заседании выступили Дудова Людмила Васильевна, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки, кандидат филологических наук, Кибрик Андрей Александрович, директор Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Маршева Лариса Ивановна, директор Института развития родных языков народов Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, Семенова Светлана Степановна, директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», кандидат педагогических наук.
На секции «Научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России» выступила заместитель директора Института народов Севера, заведующая кафедрой алтайских языков, фольклора и литературы Назмутдинова Татьяна Станиславовна, осветив проблемы содержания учебного предмета «Родная литература» в общеобразовательных организациях, находящихся в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
На секции «Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России» прозвучал совместный доклад Н.Я. Булатовой, доцента кафедры алтайских языков, фольклора и литературы и М.Д. Люблинской, доцента кафедры уральских языков, фольклора и литературы Института РГПУ им. А.И. Герцена, посвященный формированию лингвистических компетенций учителя.
Доцент кафедры этнокультурологии, заместитель директора института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Унру С.А. выступила на Круглом столе, где рассматривались предложения по механизмам реализации утвержденной «Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации». Концепция представляет собой систему государственных подходов к решению основных проблем преподавания родных языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В опубликованном тексте документа обозначены кадровые проблемы, в том числе необходимость глубокого системного анализа подготовки кадров на основе мониторинга деятельности выпускающих кафедр по родному языку и родной литературе в организациях высшего образования, вопросы уровня профессиональной подготовки учителей родного языка в соответствии с запросами современной школы, функционирования системы государственной системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, механизмы выявления реальной потребности субъектов РФ в учителях с двойной квалификацией в рамках пятилетнего бакалавриата/специалитета. Предложения института народов Севера были созвучны указанным в Концепции направлениям развития языкового образования, и касались таких вопросов, как целевое обучение представителей коренных малочисленных народов Севера, разработка образовательных программ двухпрофильного бакалавриата, подготовка учителей кочевых школ, трудоустройство выпускников, развитие учебно-методической базы, в том числе с использованием электронных ресурсов, по культуре, языкам, фольклору и литературе коренных малочисленных народов Севера, развитие научно-исследовательской и экспертной деятельности, развитие кадрового потенциала преподавателей родных языков в высшей школе. Достижения института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в указанных сферах, озвученные докладчиком, вызвали живой интерес участников Круглого стола. Представители Министерства Просвещения и Института развития родных языков народов Российской Федерации выразили готовность поддержать институт народов Севера во всех инициативах и начинаниях.
Материал подготовила
доцент кафедры этнокультурологии,
заместитель директора института народов Севера
РГПУ им. А.И. Герцена Унру С.А.