9 — 10 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге состоится заседание Круглого стола: «Актуальные вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера», в котором примут участие студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга и Москвы, преподаватели, ученые-этнографы, эксперты в вопросах фольклора и традиционных знаний, представители органов государственной власти и общественных организаций Российской Федерации.Одним из актуальных проблем человечества, объявленных ООН и ЮНЕСКО перед мировым сообществом, является сохранение традиционного природопользования и традиционных знаний, имеющих важнейшее значение в жизни коренных народов.Понятие «традиционные знания» вошло в установочные международные документы. Статья 81 Конвенции о биологическом разнообразии (1992 год) включает в себя более широкий спектр объектов, чем фольклор (или народное творчество). В настоящее время термин «традиционные знания» используется для обозначения всех объектов, относящихся к жизнедеятельности народов. Традиционные знания определяются как знания, которые являются результатом интеллектуальной деятельности многих поколений. Они включают умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни сообществ или народов, и содержатся в системах знаний, передаваемых между поколениями. Эти знания не ограничены никакой определенной сферой деятельности, они имеют отношение как к окружающей среде, так и к любой другой сфере деятельности, связанной с традиционным укладом жизни.Традиционные знания также отражают способ адаптации человеческих сообществ к окружающей среде, как природной, так и социальной. Коренные народы, используя традиционные знания, навыки и модифицируя способы адаптации к окружающему миру, создали уникальную культуру природопользования, которая позволила им выжить в суровых условиях и сохранить окружающую среду на протяжении тысячелетий.Сегодня назрела необходимость обсуждения проблем правовой защиты, исследования традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и проектирования образовательных моделей на основе интеграции традиционных и научных знаний, а также современных образовательных технологий. Выявление общих подходов к изучению и возрождению традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ необходимо для совершенствования законодательной базы, их сохранения и популяризации, а также создания системы обучения в учреждениях общего и профессионального образования в условиях внедрения новых Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).Круглый стол «Актуальные вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера» проводится с целью не только изучения и бережного сохранения уникального фольклора и знаний коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но и для передачи их молодому поколению.Планируется обсуждение следующих вопросов:— традиционные экологические знания и их роль в сохранении биологического разнообразия;— традиционные виды хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство, собирательство);— духовные традиции и святые места;— народная медицина;— традиционная топонимика и другие;— трансформация традиций в современность: различные способы документирования, создание уникальных мест и территорий, новые модели природопользования обучение в образовательных учреждениях и другие.Организатором является НИИ прблем Арктики и устойчивого развития коренных народов при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации.
Место проведения круглого стола: РГПУ им. А.И. Герцена, Институт народов Севера, пр. Стачек 30
|